Вадим Дробиз, глава «ЦИФРРА»: «Кто-то, наверное, закроется – или пусть ищут деньги, чтобы работать в современных условиях»
28 августа 2012 в 0:08
У производителей спирта есть время до 5 сентября, чтобы заявить свою позицию по важной для отрасли проблеме – утилизации барды. Министерство экономического развития объявило о начале публичных консультаций по проектам приказов Росалкогольрегулирования. Документы утверждают порядок полной переработки барды и перечень необходимого для этих целей технологического оборудования. И порядок, и комплект техники станут обязательным элементом технологической цепочки.
Барда — главный отход спиртового производства, который очень плохо разлагается: очистка кубометра стоков с содержанием барды приравнивается к очистке 400 куб.м. промышленных сточных вод. Однако из отхода можно делать и корм для животных, и даже топливо – биогаз, но это требует дорогостоящего оборудования. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз заявил «Продмаg», что не ожидает коллапса в отрасли из-за нововведения. Стоит также отметить, что проект приказа Росалкогольрегулирования лишь перечисляет необходимые типы техники, не привязывая спиртопромышленников к конкретным маркам или моделям оборудования.
Вадим ДРОБИЗ: Если барда не очищается, то превращается в яд для земельных угодий. Попытки навести порядок в утилизации отходов спиртового производства предпринимаются примерно с 2005 года. В начале этой борьбы в России было порядка 150 спиртзаводов. Битва за экологию была не очень успешной – сначала хотели ввести обязательность в 2007 году, потом перенесли на 2008 год – а там кризис. В общем, несколько раз переносили срок, с которого нельзя было работать без утилизационной линии. Да и сейчас без нее тоже нельзя, но требований к оборудованию до сих пор не было. Но их уже вполне можно вводить – практически все «лишние» спиртзаводы закрыты. Хотя за прошлый год в прессе было порядка десяти материалов, где некоторые спиртзаводы обвинялись в том, что они загрязняют бардой окружающую среду.
Сейчас в стране осталось около 60 производств, из которых реально работают только 30. Те, кто остался, уже в основном оснащены этим оборудованием. Оставшиеся спиртзаводы вполне смогут купить его. Да, оно стоит дорого, от 1 до 4 млн долларов. Я думаю, из числа тех, кто сегодня остался на рынке, никто разориться не должен. Но даже если кто-то и разориться – поделом, ну нечего делать в бизнесе без этого оборудования! Все, нельзя больше! Кроме 30 реально действующих спиртзаводов, еще есть проекты по строительству крупных производств в рамках частно-государственного партнерства. Так что говорить о том, что обязательность утилизации тотально обвалит отрасль, наверное, нельзя. Кто-то, наверное, закроется – или пусть ищет деньги, чтобы работать в современных условиях. У нас за последние два года и так закрылись 50% заводов в отрасли — идет мощная административно-техническая реформа.
Читайте также:
|