Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Молочный манифест. Выработаны отраслевые предложения по сохранению молочной отрасли в России.

3 октября 2012 в 20:08
moloko_01
Раздел: Статьи

Для развития молочной отрасли необходимо справедливо распределять субсидии на 1 литр реализованного молока — об этом говорится в резолюции Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли, которое состоялось в Тюмени. В программном документе игроки рынка не ограничились лишь обсуждением механизма распределения субсидий – он касается всего спектра поддержки российских производителей молока.

Производителям молока всегда было непросто работать: в условиях падения производства и сокращения поголовья скота, резких скачков закупочных цен и аномальной засухи. Однако отрасль, благодаря своевременной государственной поддержке, выстояла, окрепла и начала развиваться, отмечают участники совещания. «Нам помогали и помогают, в результате чего стабилизировалось поголовье молочного скота, выровнялись закупочные цены, и, как следствие, сельхозпредприятия увеличили объемы производства сырого и сухого молока, сыров, масла. Благодаря этому, по ряду продуктов сократился импорт. К сожалению, несмотря на это, текущая ситуация в молочной отрасли России остается крайне сложной», — говорится в резолюции. Причины — падение закупочных цен на сырое молоко (с сентября по август 2012 года падение составило 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года), более чем 60-процентным повышением стоимости производства кормов из-за засухи и низким уровнем потребления молока и молочных продуктов. При этом, по прогнозам аналитиков, уровень продовольственной инфляции в текущем году может достигнуть 9-11%.

По мнению участников совещания, для сохранения эффективности молочной отрасли страны необходимо реализовать комплекс мер ее поддержки. В противном случае весьма вероятны неприятные последствия. Среди них — невозврат значительного объема кредитных ресурсов; частичная потеря средств господдержки молочной отрасли, потраченных за последние 10 лет; всплеск роста безработицы на селе; деградация традиционно аграрных территорий; массовые банкротства предприятий по производству и переработке молока; значительное сокращение поголовья молочного стада; резкий рост зависимости России от импортной молочной продукции.

Чтобы этого не произошло, молочная отрасль предлагает комплекс необходимых мер поддержки. Во-первых, это механизм распределения субсидий на 1 литр реализованного молока. Представители «молочки» считают очень эффективной и своевременной помощью прямое субсидирование на 1 литр товарного продукта.

При этом необходимо распределять субсидии между всеми субъектами, имеющими поголовье коров пропорционально прогнозируемому объему реализованного (товарного) молока СХО и КФХ высшего и первого сорта. Также критически важно обеспечить возможность получения федеральной господдержки непосредственно предприятиям, выполняющим критерии госпрограммы, независимо от выполнения показателей увеличения объемов производства субъектом.

 

Не жирно будет

Участники совещания выступают против критериев, которые было предложено использовать при распределении субсидий субъектам Российской Федерации. К ним относятся продуктивность коров свыше 5000 кг в СХО. Аргумент – их имеют всего 14 регионов, в КФХ – 4 региона. Нормы по приплоду (не менее 85 на 100 голов маточного поголовья) тоже мало кто выполняет (имеют в СХО – 23 региона, по КФХ – такой учет не ведется. И, наконец, прирост поголовья коров в 2011 г. относительно 2010 г. в размере не менее 5% — его обеспечили 12 регионов, а в размере не менее 3% — 16 регионов. То есть ни один регион не выполняет все три дополнительные условия, поэтому субсидии из федерального бюджета на 1 литр реализованного молока при таких условиях не получит ни один регион.

Кроме того, эксперты молочной отрасли недоумевают по поводу идеи выделять субсидии на 1 литр реализованного молока не ниже высшего сорта. Дифференцированный подход к уровню выделяемых дотаций на литр молока высшего и первого сорта был бы более правильным – ведь зачастую производителям удобен именно первый сорт молока.

А такие критерии, как содержание молочного жира не ниже 3,8% и молочного белка – 3,2% на литр, ставят под угрозу субсидирование отрасли в 20% регионов РФ — там средний показатель молочного белка по меньшей мере не дотягивает до показателя 3,2%. Кроме того, качество молока должны определять независимые лаборатории, на создание которых в Госпрограмме средств не заложено. В корректировке Госпрограммы при подготовке Национального доклада сначала необходимо внести предложения по дополнительному финансированию создаваемой инфраструктуры, а затем уже корректировку по дополнительным условиям, стимулирующим повышения жира и белка, отмечается в резолюции.

И, наконец, участники совещания выражают недоверие предложению выделять субсидии только сельхозтоваропроизводителям, реализующим молоко перерабатывающим предприятиям на условиях контрактации не менее одного года. Выполнение этих условий создает основания для применения различных коррупционных схем и требует научного обоснования и правового обеспечения, считают игроки молочного рынка. «Считаем возможным рассмотреть вариант выделения субсидии только сельхозтоваропроизводителям, реализующим молоко непосредственно перерабатывающим предприятиям на условиях контрактации», — отмечают участники совещания.

Меры господдержки пострадавшим от засухи 2012 года стали еще одной темой обсуждения участников совещания. Засуха в России и других странах — производителях зерна, привела к резкому росту цен на зерно и шрот, составляющие наибольшую долю в цене комбикормов. В результате чего, цены на комбикорма значительно выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, что привело к среднему увеличению себестоимости литра молока до 2 рублей. При этом средние закупочные цены на сырое молоко за восемь месяцев текущего года снизились на 6% относительно аналогичного периода 2011 года. Пострадавшие от засухи регионы не могут должным образом заготовить грубые и сочные корма в необходимом объеме, что приводит к сокращению поголовья, в случае, если данные корма не будут доставлены из регионов, не пострадавших от засухи. Сложившаяся ситуация делает производство молока в России убыточным в связи с чем в молочной отрасли считают необходимым выделение дотаций на литр молока в объеме, позволяющем компенсировать последствия роста цен на комбикорма (не менее 1 руб./литр молока, произведенного в 2012 году), а так же выделение средств на закупку кормов для сохранения маточного поголовья (5 тыс. руб./голову) предприятиям в регионах, пострадавших от засухи. Данные меры позволят сохранить поголовье и сдержать рост цен на готовую молочную продукцию для потребителя.

 

Телята, на выход!

Участники совещания считают, что выход телят не является главным критерием оценки эффективности производства молока. Приоритетными критериями являются объем производства молока, его качество и себестоимость, а также ветеринарное здоровье животных. Чрезмерная концентрация усилий на показателе выхода телят может привести к снижению надоев на голову, и, соответственно, негативно влиять на экономическую эффективность предприятия.

Агрострахование – еще один «больной» вопрос. На сегодняшний день существует серьезная проблема, связанная с доказательной базой страховых случаев. Ключевым в решении проблематики агрострахования является разработка Федеральной целевой программы совместно с представителями гидрометеослужбы по агрометеосопровождению сельхозтоваропроизводителя, в которой необходимо предусмотреть создание сети метеостанций, полностью покрывающих сельскохозяйственные угодья на территории Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит вести агрономическое сопровождение в части предоставления рекомендаций по обработке полей от тех или иных вредителей или болезней, предоставления данных по детальному прогнозу погоды. Собранная с помощью метеостанций информация, также будет являться доказательной базой наступления страхового случая.

Молочная политика является отдельным направлением единой сельскохозяйственной политики Евросоюза, а также Республики Беларусь. В животноводческих отраслях всегда наиболее сложным является регулирование рынка молока, вследствие непрерывного характера его производства и потребления, с развитой системой переработки и множественностью видов продукции. Специфика рынка молока и молочных продуктов требует и целенаправленного и многостороннего регулирования. Молочное хозяйство стран Евросоюза, а также Республики Беларусь традиционно является приоритетным направлением политики регулирования в области сельского хозяйства. Это можно объяснить рядом причин, в том числе тем, что производство и реализация молока является важным регулярным источником дохода для фермеров в течение всего года, занимает значительное место в сельском хозяйстве, имеет важное социальное значение и является источником занятости в сельском хозяйстве. Кроме того, молочное скотоводство часто способствует сохранению и рациональному использованию сложившихся сельских ландшафтов.

В связи с присоединением России к ВТО и созданием Таможенного союза, значительно выросла конкуренция на молочном рынке. Участники совещания считают необходимым учесть эти факторы в рамках разработки и принятия отдельного нормативного документа (программы) по развитию и защите отечественной молочной отрасли, а также учесть особое значение таких молокоемких отраслей как маслоделие, сыроделие и производство сухого молока.

Но развитие отрасли непосредственно связано с вопросами кредитования. «С учетом существенного влияния кредитных обязательств на себестоимость производства молока, считаем, что сроки кредитования в молочной отрасли на строительство и модернизацию должны составлять не менее 20 лет, на оборудование – не менее 10 лет и на закупку поголовья – не менее 5 лет. Также считаем необходимым ввести отсрочку по началу выплаты тела кредита на 3года, до выхода предприятия на полную производственную мощность», – заявляют участники совещания.

Усиление функции государственного контроля за исполнением Технического регламента на молоко и молочную продукцию – еще одна мера, которая могла бы помочь развитию молочного животноводства в целом. Особое внимание необходимо уделить неправомерному использованию растительных жиров тропического происхождения. Для этого необходимо изменить законодательство в части ужесточения административной ответственности за нарушение Технического регламента, рассмотреть возможность усиления взаимодействия Роспотребнадзора и Россельхознадзора России с добропорядочными производителями через профильные союзы и ассоциации по выявлению фактов недобросовестной конкуренции, и значительно ограничить импорт растительных жиров тропического происхождения на территорию Российской Федерации, используя механизм квотирования.

Кроме того разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в рамках Таможенного союза, а также гармонизировать уровень государственной поддержки с учётом долгосрочных планов по национальному развитию стран — участниц Союза. Среди прочих мер, предлагаемых представителями молочной отрасти, можно назвать реструктуризацию кредитов пострадавшим от засухи 2010 года, ужесточение контроля Федеральной антимонопольной службы за соблюдением конкуренции и предотвращением возможных сговоров на молочном рынке, усовершенствование методики получения оперативных и достоверных статистических данных и расчета себестоимости производства молока. По мнению авторов резолюции, все вышеперечисленные меры жизненно необходимы для развития отечественной молочной отрасли.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.