Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

На Международной конференции приняты новые концептуальные положения лесоустройства

4 декабря 2012 в 12:20
Раздел: Новости

По сообщению ФГУП «Рослесинфорг», III Международная научно-практическая конференция по лесному реестру, государственной инвентаризации лесов и лесоустройству прошла в Новосибирске 29-30 ноября 2012 года. Организатором мероприятия выступило Федеральное агентство лесного хозяйства.

Сегодня задачи лесоустройства — не только поддержка сведений о лесах в актуальном состоянии, но и интенсификация использования лесов, повышение эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также увеличение инвестиционной привлекательности лесного комплекса и доходности от использования лесов.

Для реализации этих задач необходима комплексная оценка лесного фонда, которая должна базироваться не только на оценке экологической и социальной значимости лесов, но и на их экономической оценке, складывающейся из кадастровой стоимости земли и определении стоимости лесного ресурса в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Сегодня назрела необходимость в разработке методики комплексной оценки лесного фонда с использованием как зарубежного, так и отечественного опыта с последующим ее нормативным закреплением. Комплексная оценка лесного фонда для государства даст возможность реально оценить свой лесной потенциал и более эффективно формировать ценовую политику в отношении лесопользователя. Расширение задач видится и в других видах лесоучетных работ. В частности, переход на оперативный дистанционный мониторинг использования лесов позволит эффективнее выявлять нарушения лесного законодательства.

Используя актуальные данные лесоустройства, ГИЛ, статистической информацией, ФГУП «Рослесинфорг» предложил новый консалтинговый продукт – модель перспективного развития лесного комплекса субъекта.

Сегодня такая модель разрабатывается для Алтайского края. Модель позволяет прогнозировать социально-экономическое развитие лесного комплекса региона на ближайшие 30 лет. Дает возможность региону максимально эффективно и рационально использовать природное богатство, привлекать инвестиции в лесной комплекс, открывать новые производства, которые будут давать конечный товар с максимальной добавленной стоимостью.

В ходе конференции участники обсудили также новую систему ведения государственного лесного реестра. Эта проблема чрезвычайно актуальна сегодня, поскольку с 1 января 2013 года во всех регионах России начнет работать Автоматизированная информационная система государственного лесного реестра.

Принятый после конференции итоговый документ прописывает пути дальнейшего совершенствования лесоучетных работ, которые обеспечивают рациональное и неистощительное использование лесов.

 

Проект решения III Международной научно-практической конференции по лесному реестру, государственной инвентаризации лесов и лесоустройству:

 

Заслушав и обсудив выступления, участники III Международной научно-практической конференции отмечают, что сформированная в связи с принятием в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации система лесоучетных работ требует дальнейшего совершенствования.

Современная система лесоучетных работ включает в себя следующие основные направления:

- лесоустройство;

- государственная инвентаризация лесов;

- пожарный и лесопатологический мониторинги, другие виды лесных мониторингов;

- государственный лесной реестр.

Лесоустройство

Лесоустройство остается важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами. Принятые в декабре 2010 года поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий Федерального агентства лесного хозяйства и субъектов Российской Федерации по видам лесоустроительной деятельности позволяют обеспечить финансирование этих работ и открывают новые возможности в развитии лесоустройства в России.

Однако до настоящего времени таксация лесов, как основной вид лесоустроительных работ, выполняется в крайне незначительных объемах. Средняя по России давность материалов лесоустройства подходит к 20 годам, что негативно сказывается на качестве данных государственного лесного реестра, документов лесного планирования, проектирования и не позволяет организовать ведение лесного хозяйства и использование лесов на современном уровне.

Российское лесоустройство в соответствии с действующим законодательством, в отличие от общемировых тенденций его развития, утратило исторически присущую ему комплексность и перестало быть неотъемлемой частью системы государственного управления лесами.

Развитие лесоустройства в Российской Федерации на современном этапе должно базироваться на следующих концептуальных положениях:

Лесоустройство является неотъемлемым элементом системы государственного управления лесами, а материалы лесоустройства – основой лесного планирования и проектирования, основным элементом формирования эффективной лесной экономики.

Главной задачей лесоустройства должно быть обеспечение повышения социальной значимости, продуктивности и экономической эффективности использования лесов, прогнозирование тенденций развития лесных экосистем с учетом возможных сценариев глобальных климатических изменений.

Зонирование лесоустройства по разрядам и способам таксации должно осуществляться исходя из интенсивности использования лесов и их целевого назначения.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Подготовить предложения по совершенствованию лесного законодательства Российской Федерации в части лесоустройства, исчисления расчетных лесосек и определения ежегодных допустимых объемов заготовки древесины на лесных участках, предоставляемых в аренду.

2. Разработать и принять методику комплексной оценки лесного фонда, включающую в себя экономическую, социальную и экологическую составляющую.

3. Установить следующий порядок формирования основных документов лесного планирования и проектирования: лесоустройство — лесохозяйственный регламент — лесной план.

4. В состав лесохозяйственного регламента ввести:

- количественно-качественные показатели спелых и перестойных насаждений (товарная и сортиментная структура);

- сведения о имеющейся транспортной инфраструктуре, а также схему планируемого ее развития;

- экономическое обоснование целесообразности проведения лесохозяйственных мероприятий.

5. Изменить подходы к формированию лесного плана, который должен составляться на основе лесохозяйственных регламентов лесничеств и включать в себя бизнес-моделирование процессов неистощительного и рационального использования лесных ресурсов в целях получения максимально экономического эффекта при соблюдении положительного социального и экологического баланса.

6. Дополнить проект освоения лесов индикаторами экономической, социальной и экологической эффективности использования лесного участка.

7. Установить порядок, в соответствии с которым после проведения нового лесоустройства вносятся изменения в государственный лесной реестр и разрабатывается/корректируется новый лесохозяйственный регламент. В данном порядке предусмотреть внесение изменений в государственный лесной реестр посредством издания распорядительного документа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

8. Установить порядок утверждения материалов нового лесоустройства приказом соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

9. Разработать, с привлечением широкого круга экспертов, новую Лесоустроительную инструкцию, учитывающую принятые на конференции новые концептуальные положения лесоустройства.

10. Разработать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации федеральную программу по проведению лесоустройства в Российской Федерации на принципах софинансирования, а также в рамках частно-государственного партнерства. Установить, что софинансирование работ по лесоустройству за счет федерального бюджета будет осуществляться только при выделении средств на эти цели субъектами Российской Федерации.

11. Разработать и утвердить нормативы затрат на проведение всех видов лесоустроительных работ, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации.

12. Включить в планы НИОКР на 2013 и последующие годы разработку новых технологий таксации лесов на основе применения современных материалов ДЗЗ и автоматизированных методов их обработки, а также методов экономической оценки лесов с учетом мирового опыта.

13. Продолжить взаимодействие и сотрудничество с ведущими лесными странами мира по вопросам лесоустройства.

14. Инициировать подготовку в профильных лесных высших и средних учебных заведениях страны квалифицированных специалистов в области лесоустройства.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Разработать и утвердить в установленном порядке региональные программы проведения лесоустроительных работ, в которых предусматривать объем финансирования лесоустроительных работ в размере не менее 10% от общего объема финансирования лесного хозяйства за счет субвенций и региональных бюджетов, а также средств арендаторов.

Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ)

За достаточно короткий период своего развития современная система государственной инвентаризации лесов в Российской Федерации доказала свою целесообразность и становится надежным инструментом в руках государства по обеспечению устойчивого развития лесного хозяйства страны.

Государственная инвентаризация лесов осуществляется в рамках Программы, разработанной в соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. ГИЛ позволяет дать объективную оценку лесных ресурсов, эффективности их использования и воспроизводства, может быть использована при разработке документов среднесрочного и долгосрочного планирования, и способствовать принятию обоснованных решений по лесоуправлению.

Государственная инвентаризация лесов является важнейшим элементом лесоучетных работ. Для определения количественных и качественных характеристик лесов, систематического контроля за изменениями их состояния создается сеть постоянных пробных площадей. За период 2008-2012 годы на территории страны заложено более 34 тыс. пробных площадей на площади около 170 млн га. В настоящее время эти работы закончены в 13 субъектах Российской Федерации, на территории которых заложено 10,8 тыс. пробных площадей на площади 33 млн га.

Государственная система инвентаризации лесов дает оценку качества проводимых лесохозяйственных мероприятий, основанную на надежной доказательной базе. Она широко используется Федеральным агентством лесного хозяйства для объективной оценки исполнения субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений.

Работы по дистанционному мониторингу использования лесов направлены на предотвращение незаконной заготовки древесины, а также незаконного использования земель лесного фонда в Российской Федерации. Результаты работ используют в своей практической деятельности не только органы управления лесным хозяйством, но и МВД России, ФТС России, органы прокуратуры и другие федеральные и региональные органы государственной власти.

Форма представления результатов работ государственной инвентаризации лесов и порядок их использования требуют доработки, с тем, чтобы стать в полной мере эффективным инструментом лесоуправления.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Завершить к 2020 году формирование сети постоянных пробных площадей на территории всей страны. Системно разрабатывать новые способы и методы использования полученной на пробных площадях информации.

2. Обеспечить широкое освещение результатов государственной инвентаризации лесов по лесным районам и субъектам Российской Федерации.

3. Продолжить проведение НИОКР в части совершенствования нормативных правовых актов, методик и технологий по отдельным направлениям государственной инвентаризации лесов, а также новых способов и методов обработки и анализа информации, полученной на пробных площадях.

4. Продолжить изучение опыта зарубежных стран по проведению национальных инвентаризаций лесов с целью совершенствованию технологии работ и гармонизации форм предоставления результатов работ.

5. Исключить практику согласования отчетов об итогах работ по оценке эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

6. Поручить Департаментам лесного хозяйства по федеральным округам проведение проверок фактов нарушения лесного законодательства, выявленных в ходе дистанционного мониторинга использования лесов и оценки эффективности выполненных мероприятий, по которым имеются возражения со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органам исполнительности власти субъектов Российской Федерации:

1.Усилить ответственность за своевременность и полноту предоставления материалов, необходимых для проведения государственной инвентаризации лесов.

Государственный лесной реестр (ГЛР)

За последнее время Федеральным агентством лесного хозяйства была проведена большая работа по созданию новой системы ведения государственного лесного реестра.

Государственный лесной реестр – наиболее сложный с технической и организационной точек зрения вид лесоучетных работ, но именно он должен обеспечить слежение за состоянием лесов и их динамикой в on-line режиме. Организация ведения государственного лесного реестра требует системного подхода и должна строиться на основе жесткой отраслевой вертикали от участкового лесничества до федерального уровня.

Для ее эффективного функционирования заканчивается разработка автоматизированной информационной системы государственного лесного реестра (АИС ГЛР), полное внедрение которой позволит существенно улучшить качество лесоучетной документации и сократить трудозатраты специалистов органов лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации на сбор и обработку необходимой информации.

В этом году проведено обучение специалистов и в 1 квартале 2013 года вступит в промышленную эксплуатацию первая очередь АИС ГЛР.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Продолжить работы по разработке и внедрению АИС ГЛР.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Для эффективного внедрения АИС ГЛР с 1 января 2013 года обеспечить готовность отраслевых специалистов к ведению ГЛР в новом формате с привлечением специализированных организаций.

Защита лесов

К настоящему времени в сфере защиты леса разработана информационная система, позволяющая в автоматизированном режиме собирать данные в полевых условиях, обрабатывать их и хранить в региональных и централизованных базах данных. Это обеспечивает оперативный сбор информации, контроль и визуальное отображение результатов. Вместе с тем, существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить для ее эффективного функционирования в условиях ведения государственного лесного реестра и Единой информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Синхронизировать справочники, используемые при лесоустройстве, государственной инвентаризации лесов и лесопатологическом мониторинге.

2. Доработать термины и определения в сфере информационных ресурсов Федерального агентства лесного хозяйства.

3. Расширить использование прогнозов санитарного и лесопатологического состояния в лесном планировании.

4. Организовать учебно-методические центры по ведению лесопатологического мониторинга.

5. Расширить понятие лесопатологического мониторинга, включив в него работу по оценке лесопатологического состояния лесного фонда методом визуально-глазомерной таксации при проведении патрулирования лесов.

6. Обязать органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений использовать данные лесопатологического мониторинга для проведения лесозащитных мероприятий.

7. При подготовке отчетных данных о поврежденных и погибших насаждениях в результате воздействия вредных организмов и других неблагоприятных факторов использовать сведения лесопатологического мониторинга.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ)

В условиях Российской Федерации с ее огромными лесными территориями и слабо развитой лесной инфраструктурой неизбежно дальнейшее развитие и доминирование методов лесоучетных работ, основанных на использовании современных материалов дистанционного зондирования Земли и программно-аппаратных средств нового поколения по их обработке.

В то же время методические и технологические вопросы и практика лесного дешифрирования различных видов материалов аэрокосмических съемок в настоящее время поставлены не на должном уровне. Наметилось ничем не оправданное отставание по этому направлению от наших зарубежных коллег. Поэтому существует объективная необходимость возрождения дистанционных средств и методов, обучения специалистов лесного хозяйства основным этапам процесса лесного дешифрирования.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Разработать на основе изучения информационных свойств материалов аэрокосмических съемок нормативы и требования к материалам ДЗЗ и их применению для различных видов лесоучетных работ и лесных мониторингов.

2. Активизировать научно-инновационную деятельность по разработке и совершенствованию технологий лесоучетных работ на основе дистанционных методов.

3. Организовать для целей возрождения и развития дистанционных методов в лесном хозяйстве специализированный многофункциональный учебно-методический центр.

4. Разработать программу подготовки специалистов по применению дистанционных методов в лесном хозяйстве.

Информатизация лесного хозяйства

Использование информационных систем в лесном хозяйстве является одним из приоритетных направлений развития системы управления лесным хозяйством. Информатизация отрасли охватывают все сферы работ в лесном хозяйстве и все уровни управления. При этом в процесс создания информационных систем вовлечены как органы власти всех уровней, так и специализированные отраслевые организации, обеспечивающие методическое и информационное единство системы управления в масштабе страны, а также ряд консалтинговых организаций и IT- интеграторов.

Участники конференции поддерживают деятельность Федерального агентства лесного хозяйства по организации процессов информатизации в регионах и по созданию Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) лесной отрасли.

Участники конференции рекомендуют Федеральному агентству лесного хозяйства:

1. Создать базу данных об информационных системах, используемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, а также ведомственный картографо-геодезический фонд.

2. Обеспечить специализированным учебным заведениям доступ к информации о создаваемых информационных системах для использования их в процессе подготовки специалистов.

3. Одобрить и поддержать инициативную работу ФГУП «Рослесинфорг» по формированию комплекса специализированных информационных и геоинформационных систем и нормативно-справочной информации в интересах лесной отрасли.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.