Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза: Экспортеры зерна должны выполнять обязательства, поэтому работают по принципу «Мы за ценой не постоим»
5 декабря 2012 в 12:39
Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров заявил в Стамбуле, что Россия «в обозримом будущем» сможет поставить на экспорт 14 млн тонн зерна. О каком именно периоде идет речь, не очень понятно, но сейчас объем экспорта, по оценкам министерства, приближается к 12 млн тонн.
Как считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, в нынешнем сельхозгоду Россия сможет продать за границу до 15 млн тонн зерна, а валовый урожай РЗС оценивает в 72 млн тонн с учетом сокрытых объемов.
Александр Корбут: С нашей точки зрения, в текущем сезоне – до 1 июля 2013 года – Россия может поставить на экспорт до 14,5-15 млн тонн зерна. Более крупные объемы будут маловероятны. Сейчас экспорт спадает, потому что внутренние цены на пшеницу – наш основный экспортный товар – уже выше, чем мировые. То есть по внутренним затратам, по издержкам мы не проходим на мировой рынок. Высокая цена на пшеницу обусловлена высоким внутренним спросом и ожиданиями сельхозпроизводителей, что подталкивает цены вверх. Тем более, надо учитывать, что экспортные компании заключают контракты минимум за два, а то и за три-три с половиной месяца до начала фактических поставок. Они уже давно подписали контракты и обязаны выполнять обязательства, поэтому здесь все идет по принципу «мы за ценой не постоим». В результате на Юге России у нас наиболее высокие цены на зерно. А Юг, в значительной степени, определяет и все остальные цены в стране.
Скорее всего, востребованным экспортным товаром станет кукуруза –спрос на нее достаточно высок, и в этом сегменте будет конкуренция внутреннего и мирового рынков. Спрогнозировать объемы экспорта кукурузы сложно. Не думаю, что они будут уж очень большими, но однозначно произойдет переориентация экспорта с пшеницы на кукурузу.
Что касается разговоров о необходимости развивать импорт – не очень понимаю, что это значит. Если будет реальный спрос на импортный товар – он пойдет, и никуда мы от этого не денемся, это объективная реальность. Но пока мы не видим роста импорта. Импорт без учета Казахстана составляет 118 тысяч тонн – но это ячмень, при этом 103 тысячи тонн – это пивоваренный ячмень.
Поставки из Казахстана в июле-ноябре составили порядка 145 тысяч тонн – и в основном это пшеница. В Казахстане объемы зерна, которые они могут поставить на экспорт, очень велики. И если реальная потребность в импорте будет – то она будет закрыта Казахстаном. Но, повторяю, пока мы не видим очень активного импорта и ожиданий таких у нас нет.
Урожай зерновых в этом году с учетом того зерна, которое, по разным причинам, оказалось неучтенным, по оценкам Российского зернового союза, составляет 72 млн тонн в чистом весе. По объемам сокрытого зерна приводятся очень разные оценки, очень широкая «вилка», но, по нашим оценкам, это около 3 млн тонн.
ПродMag
Читайте также:
|