Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству: «Для тех, кто ловит»
29 марта 2013 в 18:06
Мы не лишены внимания руководства страны. Задачи по укреплению продовольственной безопасности России, по обеспечению людей высококачественной, экологически чистой, отечественной рыбной продукцией сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Доктрине продовольственной безопасности и во многих других стратегических документах по развитию рыбохозяйственного комплекса государства. Сформулированные в этих документах цели дают нам возможность постоянно сверять то, насколько полно и эффективно мы справляемся с поставленной задачей, задумываться о проблемных вопросах, затрудняющих развитие отрасли, и путях их разрешения.
Важнейшим результатом деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2012 году считаю то, что нам удалось обеспечить сохранение стабильности и продолжения роста, который не прекращается с 2007-го года, основных показателей экономического развития отрасли. Данный вывод подтверждается статистическим выкладками и цифрами.
В частности:
– Объем валовой добавленной стоимости в отрасли за 2012 год в текущих ценах составил 109 млрд. рублей (рост к 2011 году на 10,2%). Положительный тренд по данной позиции прослеживается в течение последних пяти лет (от 62,7 млрд. руб. в 2008 г. до 109 млрд. руб. в 2012 г.).
– Объем добычи водных биологических ресурсов, по уточняющимся оперативным данным и по состоянию на середину марта 2013 г., составил (без учета объёмов аквакультуры и спортивно-любительского рыболовства) 4266,4 тыс. тонн (окончательные данные будут представлены Росстатом в конце марта). За последние 5 лет среднегодовой темп роста вылова составил 6,5 %.
– По оперативным данным Росстата, произведено рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных – 3,594 млн. тонн (на уровне 2011 года, но на 8,6% выше показателя 2009 года).
– По данным Росстата, потребление рыбы и рыбопродуктов с учетом обследования домашних хозяйств за 2012 год составило 22,0 кг на душу населения (в 2011 году – 21,2 кг) и что немаловажно – потребление обеспечивается в основном отечественной продукцией.
– Увеличилась доля отечественной пищевой рыбной продукции и на внутреннем рынке, которая составила – 78,2% (в 2011 году – 77,8%).
– Впервые за последние 10 лет экспорт рыбы сократился. Соответственно, увеличились ее поставки на внутренний рынок (на 70-100 тыс. тонн). Объем поставок рыбы и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту), по предварительным данным Росстата, составил – 1 672,4 тыс. тонн (на 4,5% меньше чем в 2011 году), на сумму 3 113 млн. долл. США. К сожалению, в структуре экспорта доля продукции высокой степени переработки по-прежнему низка и составляет 6,1 %. К слову, в сельском хозяйстве эта доля равна 2,2%.
– Импорт рыбы и рыбопродуктов в 2012 году по сравнению с 2011 годом незначительно увеличился и составил 945,2 тыс. тонн против 917 тыс. тонн (рост на 3,1%).
– Оборот организаций рыболовства и рыбоводства составил 136,0 млрд. рублей, что в действующих ценах на 8% больше, чем в 2011г.
Поступательное движение
В отрасли продолжается положительная динамика роста финансового результата. В 2012 году, по данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил плюс +22,9 млрд. рублей, что на 69% больше, чем в 2011 году. В рейтинге по темпам роста сальдированного финансового результата среди основных отраслей экономики у рыбной отрасли – 5 место. По наибольшей доле прибыльных организаций среди основных отраслей экономики у нас 3-е место. Растет также инвестиционная привлекательность отрасли.
Меры государственной поддержки через механизм предоставления экономических и налоговых преференций (включая предоставление субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам; введение ЕСХН для наших предприятий; предоставление пониженной с 2008 года ставки сбора за пользование ВБР; возмещение НДС при экспортных операциях; льготы по уплате транспортного налога) в целом положительно повлияли на качественный и количественный рост финансово-экономических показателей, инвестиций в основной капитал и финансовых вложений в рыбную отрасль.
В 2012 г. в экономику рыбной отрасли поступило иностранных инвестиций в объеме 65 млн. долл. США, что в 2,6 раза больше, чем в 2011 г. Инвестиции в основной капитал рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) выросли на 27,4% до 9,7 млрд. руб. По темпам роста инвестиций в основной капитал среди основных отраслей экономики у рыбной отрасли – 1 место.
В 2012 г. по отношению к 2011 г. финансовые вложения в рыбной отрасли увеличились на 27,6% до 13,4 млрд. руб., из которых 53% – долгосрочные.
К слову, в 2012 году рыбаки подвергались активной критике о неэффективном использовании предоставленных государством мер поддержки. Мы изучили этот вопрос, и в дополнение к уже озвученным цифрам могу предложить вам интересную информацию. Так, в 2012 году от общего объема финансового обеспечения рыбохозяйственного комплекса на меры прямой государственной поддержки было направлено 0,6% (в Минсельхозе России – 60%). В 2013 году на эти цели в рыбной отрасли выделено чуть более 200 млн. рублей (в Минсельхозе – 121 млрд. рублей).
Что касается эффективности применения ЕСХН. Количество плательщиков ЕСХН в рыбном хозяйстве составляет около 420 организаций или 1,5 % от общего количества организаций по стране, применяющих ЕСХН. При этом на доходы таких рыбохозяйственных организаций приходится почти 10 % от суммы доходов всех организаций-плательщиков ЕСХН в России.
Промысел
О показателях работы добывающего сектора отрасли в 2012 году я уже говорил. В текущем году задача – преодолеть планку в 4,3 млн. тонн.
Рыбалка в целом идет неплохо, с небольшим опережением прошлого года. Прогнозы российских ученых на 2013 год выглядят достаточно оптимистично. Текущий год является так называемым «лососевым», и добыча лососевых прогнозируется в пределах не менее 313 тыс. тонн.
Ожидается увеличение объема добычи в Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском бассейнах, а также в конвенционных районах промысла и зонах иностранных государств по отношению к уровню 2012 г.
Вместе с тем, поиск путей наращивания объема добычи с повестки не снят. Вижу необходимость скорейшей модернизации судов рыбопромыслового флота, переход на применение современных технологий и современных орудий лова. Яркий пример – мойвенная путина текущего года. Наши северные соседи взяли 100% ресурса, мы – порядка 64%. Кроме этого, необходимо добиться введения в полноценный промысел слабоосваиваемых видов ВБР (порядка 100-150 тыс. тонн), а также обеспечить наиболее полное освоение квот добычи водных биологических ресурсов, ежегодно выделяемых пользователям (в 2012 г. освоение ОДУ в целом составило порядка 70%).
В этой связи хочу обратить внимание на результаты проводимой нами работы по принудительному прекращению права на добычу водных биологических ресурсов, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 Закона о рыболовстве. Это касается, в первую очередь, неэффективных пользователей и пользователей, вставших на путь браконьерства.
В 2011-2012 годах введены процедуры принудительного расторжения по 858 договорам о закреплении за пользователями соответственно 858 долей квот добычи водных биологических ресурсов. Уже расторгнуто 429 договоров. Объем добычи водных биологических ресурсов по квотам, выделенным по указанным договорам, мог бы составить 103,85 тыс. тонн (исходя из величины ОДУ на 2013 год). 93 доли квот (расчетный объем составляет 13,062 тыс. тонн) реализованы на проведенных нами аукционах. По их результатам в бюджет государства зачислено 685 543 283,95 рублей (2011 год – 168 млн. рублей, 2012 год – 517 465 852,73 рублей).
Реализованные на аукционах доли квот добычи водных биологических ресурсов перешли в руки эффективных пользователей, имеющих желание и средства для их освоения, заинтересованных в строительстве и модернизации судов рыбопромыслового флота. Убежден, что эта крайне важная работа позволяет нам закрепить принципы цивилизованного вторичного оборота долей квот водных биоресурсов, развернуть эффективную борьбу с так называемыми «рыбаками на диване».
Вместе с тем, работу на этом участке трудно охарактеризовать как удовлетворительную, что обусловлено недостаточным контролем со стороны руководителей территориальных управлений за своими подчиненными.
На состоявшемся недавно заседании Коллегии Росрыболовства я потребовал от наших региональных руководителей основательно погрузиться в данную проблематику и добиться эффективной работы на этом направлении. Управление организации рыболовства совместно с Управлением правового обеспечения должно будет основательно разработать акт Росрыболовства, определяющий последовательность и срок проведения процедуры расторжения договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В целях совершенствования организации рыболовства совместно с Минсельхозом России нам также необходимо внести изменения нормативно-правового регулирования. Это касается определения порядка распределения квот добычи водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также осуществления промышленного рыболовства во внутренних водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах и территориальном море.
Наука и образование
Разработанные рыбохозяйственными НИИ научные прогнозы возможного вылова водных биоресурсов на 2012 год и рекомендации, направленные на оптимизацию рыболовства, нашли свое подтверждение и востребованность у добывающего сектора отрасли. Научно-исследовательскими организациями Росрыболовства в 2012 году было выполнено более 1,5 тысяч экспедиций (включая исследования пресноводных водоемов), собран обширный материал по биологии и состоянию запасов всех промысловых объектов.
Суммарная сырьевая база российского рыболовства на 2013 г. (без анадромных и пресноводных видов рыб, а это 528 тыс. тонн) в районах российской юрисдикции оценена в 4,186 млн. тонн, против 4,213 млн. тонн в 2012 году. Незначительное сокращение сырьевой базы (на 0,6%) свидетельствует о ее стабильности на протяжении последних лет. Основу сырьевой базы составили, как и в прежде, ресурсы минтая. Они оценены в 1,679 млн. тонн против 1,749 тыс. тонн в 2012 г., снижение составило 70 тыс. тонн. Запасы сельди, напротив, возросли, что позволит увеличить вылов на 71 тыс. тонн (с 366 тыс. тонн до 437 тыс. тонн).
С 2009 года объемы бюджетных ассигнований на ресурсные исследования практически не увеличиваются, следствием чего является неуклонное снижение количества научных экспедиций в жизненно важных для рыбаков бассейнах, не говоря уже об открытии и изучении новых районов для ведения рыболовства. Одну из причин этого вижу, в том числе, в неспособности наших специалистов на этапе подготовки бюджетных проектировок убедительно и мотивированно донести до Минфина России обоснование потребности в средствах федерального бюджета под указанную задачу.
Управление науки и образования Росрыболовства, Управление организации рыболовства и Управлению финансов должны будут разработать методические рекомендации по расчёту объёмов финансирования научных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Работу планируется завершить до мая с.г. Кроме этого, всем руководителям рыбохозяйственных НИИ предстоит научиться работать в условиях сокращения финансирования, в том числе, за счет оптимизации расходов.
В 2012 году проведена значительная работа по реорганизации образовательных учреждений Росрыболовства, в результате которой сформированы 5 крупных образовательных центров во Владивостоке, Мурманске, Калининграде, Астрахани и Петропавловске-Камчатском с широкой сетью филиалов, созданных на базе рыбохозяйственных колледжей. Данная мера позволит обеспечить непрерывную подготовку морских специалистов, оптимизировать систему управления образовательными учреждениями, повысить эффективность использования материальных и кадровых ресурсов.
Безопасность мореплавания
Не могу оставить без внимания вопрос обеспечения безопасности мореплавания, современное состояние которого вызывают оправданную тревогу.
Количество аварийных ситуаций и различных происшествий на море неизменно растет. В период 2011-2012 годов Ространснадзором были рассмотрены материалы по 133 аварийным случаям с судами рыбопромыслового флота. За этот период в авариях на судах рыбопромыслового флота погиб 31 человек.
Чрезвычайная ситуация с судами, затертыми во льдах Сахалинского залива зимой 2010-2011 годов, гибель судна «Аметист» в Охотском море в том же 2011 году, серьезнейшая авария судна «Спарта», связанная с пробоиной в ледовых условиях Антарктики все в том же 2011 году, гибель рыболовного судна «Вест» в Охотском море в сентябре 2012 года и совсем недавно – гибель рыболовного судна «Шанс-101» в Японском море. Этот трагический список должен быть закрыт и нам необходимо радикально поменять подходы и государства, и рыбацкого сообщества к обеспечению безопасности мореплавания.
Сегодня нужно прямо заявить, что меры регулирования и управления безопасностью продекларированы только на бумаге.
При этом попытки Росрыболовства с 2008 года хоть как-то привести в соответствие нормативную правовую базу в области безопасности мореплавания, все же привели к определенным результатам.
Выход 2 августа 2010 г. постановления Правительства Российской Федерации от № 589 «О внесении изменений в некоторые акты по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства» позволил нашим государственным инспекторам на постоянной основе осуществлять функцию государственного надзора за безопасностью в море и в районах промысла. Эта, пусть небольшая, победа позволяет сегодня на законном основании контролировать в районах промысла всю производственную деятельность флота, предотвращать ННН-промысел, контролировать и отчасти сдерживать «повышенную активность» иностранных судов береговой охраны (в частности, в районе архипелага Шпицберген) в отношении нашего добывающего флота.
Вместе с тем, наши полномочия в указанной сфере остаются ограниченными, не затрагивающими контроль подготовки судов перед выходом в море.
Наиболее значимый прорыв в плане восстановления вертикали управления безопасностью рыболовных судов на промысле намечен выходом долгожданного постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1023 «От реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» и «Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения».
Росрыболовство уже разработало и направило в Минсельхоз России проекты порядков освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев. Одновременно идет работа по выводу из состава ФГБУ «Приморрыбвод» и «Мурманрыбвод» аварийно-спасательных отрядов и их спасательных судов и формированию на их основе единого подразделения для создания на Дальневосточном и Северном бассейнах самостоятельных аварийно-спасательных формирований, в полномочия которых планируется погрузить функцию по освидетельствованию рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие Конвенции и Кодексу, оперативное наблюдение за флотом, а также оказание государственных услуг по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла.
Минтранс России поддержал это предложение. Рыбаки ждут от нас активных действий.
Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
Важным, если не ключевым элементом дальнейшего развития отрасли является принятие 28 февраля с.г. на заседании Правительства Российской Федерации без замечаний Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Документ зафиксирован распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г.
Работу над программой мы начали более двух с половиной лет назад, прошли огромное количество согласований с профильными министерствами. В ходе доработки усилили раздел «участие субъектов Российской Федерации» и блок частно-государственного партнерства, более полно проработали блок аквакультуры, отработали перечень мероприятий, которые должны попасть в будущую ФЦП.
Старт дан! Теперь стоит задача – ее реализация! Времени на раскачку нет. А выполнять ее мы уже начали. При этом обращаю внимание, что Госпрограмма состоит из 2 вариантов: базовый, основанный на доведенных лимитах бюджетных ассигнований, и оптимальный, предусматривающий выделение дополнительных бюджетных вложений. И мы, совместно с Минсельхозом России, должны сосредоточить наши усилия на реализации оптимального сценария. Только он позволит отрасли перейти от стабильности к дальнейшему развитию и выйти на достижение поставленных стратегическими документами задач (доведение к 2020 году доли отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке до 80 %, уровня среднедушевого потребления рыбной продукции населением до 28 кг и т.п.).
Кроме того, мы разрабатываем проект новой ФЦП, в которую погружаем мероприятия по реконструкции портов, реконструкции и строительству рыборазводных заводов, строительству судов для научных исследований и совместные мероприятия с субъектами Российской Федерации. Общая сумма на реализацию новой ФЦП заложена в размере 50,6 млрд. рублей. Бизнес также не стоит в стороне и уже сейчас мы имеем предложения о намерении вложить внебюджетные средства на эти цели в объеме около 33 млрд. рублей.
Проблемы и выводы
Хочу напомнить об итогах реализации прошлой ФЦП, которые были неутешительными. Освоение доведенных лимитов средств федерального бюджета в целом составило всего 56,4%. Из 5333,6 млн. рублей фактически освоены – 3010,3 млн. рублей.
Наиболее результативно освоены средства по направлениям «Строительство рыбоохранных судов» (100%), «Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов» (65,8 %), хуже всего – по направлению «Реконструкции портовых сооружений рыбных терминалов морских портов» (18,3 %).
Общей бедой при реализации необходимых для отрасли мероприятий являлось низкое качество, а зачастую и неумение подготовки технических заданий на проектирование. Кроме того, несоответствие (в том числе изначально в программе) запланированного объёма реконструируемых мощностей и заложенных на реализацию мероприятий бюджетных ассигнований.
При подготовке новой отраслевой ФЦП необходимо учесть допущенные ранее ошибки и сделать необходимые выводы – в том числе в части мер, связанных с разработкой отраслевых нормативов на проектирование. Должны быть четко сформированы целевые индикаторы и их увязка с набором необходимых мероприятий. И здесь я хочу напомнить о строгой персональной ответственности тех, кому предстоит ее реализовывать. Невыполнение поставленных задач мы будем рассматривать, как профнепригодность и будем вынуждены принимать жесткие кадровые решения.
В ходе реализации ФЦП были приняты решения в отношении 5-ти должностных лиц разного уровня. Буквально недавно проведена служебная проверка в отношении начальника Управления целевых программ и инвестиций Игоря Савченко, по результатам которой он привлечен к дисциплинарной ответственности.
Международное сотрудничество в 2012 году
В прошлом году приоритетом нашей деятельности на международном направлении было сохранение и массированное наращивание сотрудничества с традиционными партнерами Российской Федерации в рамках двусторонних межправительственных соглашений и многосторонних рыбохозяйственных организаций.
Так, подписание 10 декабря 2012 года Меморандума о взаимопонимании между Росрыболовством и Департаментом морского рыболовства Королевства Марокко по вопросу сотрудничества в области морского рыболовства позволило российским рыбопромышленникам возобновить работу в традиционном для них районе промысла. Подписание 13 февраля с.г. нового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства открыло дорогу нашим рыбакам на ежегодное осуществление промысла мелких пелагических видов рыб в атлантической рыболовной зоне Марокко в объеме 100 тыс. тонн.
Активизация работы с нашими партнерами в регионе Центрально-Восточной Атлантики позволила отечественным судам продолжить работу в традиционных для них районах промысла: Исламская Республика Мавритания (годовой вылов – 64,9 тыс. т.), Республика Сенегал (годовой вылов – 49,3 тыс. т.), Республика Намибия (годовой вылов – 31,2 тыс. т.).
В прошедшем году только по вопросам международной рыболовной политики выпущено 12 решений Правительства Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2012 года № 105 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 298 открыто новое представительство Росрыболовства в Республике Сенегал.
Нам удалось серьезно продвинуться по линии международного сотрудничества в борьбе с браконьерством. Подписаны межправительственные соглашения по противодействию ННН промыслу с КНДР, Японией и КНР. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительствами России и Канады в области сотрудничества по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла. Ведется работа по подготовке аналогичного соглашения с США.
Для Российской Федерации это прорыв.
Сегодня мы уже можем говорить о том, что фактически создана и начинает функционировать целостная система, закрывающая путь к отечественному потребителю и на международные рынки браконьерской продукции. В ее основе обязательность предъявления сертификата, подтверждающая законность происхождения продукции. Еще 2 года назад мы об этом могли только рассуждать.
Наша задача – закрепить успех и добиться, чтобы все существующие соглашения по противодействию ННН промыслу заработали в полную силу, которые позволят, в сочетании с действующим контролем поставок продукции на рынок Евросоюза и практикой соблюдения мер Государственного портового контроля, уже сегодня формировать национальную систему прослеживаемости продукции морского промысла.
Кроме этого, считаю необходимым в текущем году:
– разработать меры по обеспечению устойчивого присутствия российского рыбопромыслового флота в зонах стран Западной Африки, Латинской Америки и конвенционных районах Мирового океана, что позволит увеличить объемы добычи (вылова) водных биоресурсов российским флотом в указанных районах;
– активизировать участие Российской Федерации в работе созданной Региональной организации по регулированию рыболовства в южной части тихого океана, в подписании Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана, а также в переговорном процессе по повышению статуса Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря.
Контрольно-надзорная деятельность
При общем снижении в 2012 году численности наших территориальных органов практически на 300 единиц удалось не только сохранить, но и закрепить положительные тенденции деятельности рыбоохраны, а за счет беспрецедентного технического перевооружения повысить ее мобильность, оперативность и оснащенность.
Хочу лишь отметить, что в сравнении с 2011 годом нами обеспечен рост по основным показателям, характеризующим эффективность и напряженность работы органов рыбоохраны, в среднем более чем в 1,2 раза.
Наилучших результатов добились Нижнеобское, Средневолжское и Верхнеобское территориальные управления. Замыкающие рейтинг Западно-Балтийское, Волго-Каспийское и Северо-Западное территориальные управления в текущем году будут подвергнуты внеплановым проверкам.
В 2012 году существенно улучшилось материально-техническое обеспечение территориальных управлений. Для нужд органов рыбоохраны поставлено 39 рыбоохранных катеров и судов, 579 единиц автомобилей повышенной проходимости, весь инспекторский состав обеспечен средствами видеорегистрации. На указанные цели было дополнительно потрачено более 400 млн. рублей (400, 4 млн. рублей).
Вместе с тем, потребность рыбоохраны в техническом переоснащении остается крайне высокой. Совместно с Минсельхозом России принимаются необходимые меры по наращиванию темпов обновления основных средств, необходимых для осуществления эффективного государственного контроля.
В отчетном периоде проводилась целенаправленная работа и по увеличению численности инспекторского состава органов рыбоохраны. Уже есть обнадеживающие нас результаты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 137 с 1 апреля 2013 г. предельная численность данной категории государственных гражданских служащих будет увеличена на 455 единиц (с 3635 до 4090). В общей сложности совместно с Минсельхозом России нам удалось согласовать с Правительством Российской Федерации увеличение численности инспекторского состава на 1373 единицы, а также введение 404 штатных единиц вспомогательного персонала.
В поле нашего зрения находилась и проблема законодательного урегулирования в части обязательного государственного страхования должностных лиц органов государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
С удовлетворением хочу отметить, что данный вопрос в мае с.г. запланирован к рассмотрению на площадке Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Надеемся на положительные решения.
В 2012 году продолжалось формирование базовых нормативных правовых актов, регулирующих контрольную (надзорную) деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Приняты постановления Правительства Российской об обеспечении оружием и специальными средствами должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (от 24 октября 2012 г. № 1089), утверждено Положение об осуществлении федерального государственного контроля (от 25 декабря 2012 г. № 1394).
В ближайшее время ожидаем принятие ряда ведомственных нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанных постановлений, которыми надеемся завершить работу по формированию нормативно-правовой базы функционирования органов рыбоохраны.
Нормативно-правовая деятельность Росрыболовства
В 2012 году Росрыболовство принимало участие в разработке 11 законопроектов, 1 проекта поправок к законопроекту, а также 16 проектов официальных отзывов на законопроекты. Кроме того, мы активно участвовали в разработке 23 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, из которых в 2012 г. Правительством Российской Федерации принято 13.
Все это нацелено на совершенствование нормативной правовой базы, выстраивание понятных для государства и бизнеса правил.
Несмотря на то, что этот функционал относится к Минсельхозу России, Росрыболовство не может и не должно стоять в стороне. У нас еще много тугих узлов, требующих скорейшей развязки. Основные направления я уже обозначил.
Считаю важным отметить, что новая, измененная система нормативного правового регулирования в рыбохозяйственном комплексе все еще находится в стадии «настройки». Недостаточно функционирует система обратных связей между федеральными органами исполнительной власти.
В связи с этим темп подготовки и принятия нужных и своевременных нормативных правовых актов еще только набирается.
Вместе с тем, запрос общества и государственной власти на совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов нарастает, и промедление в этом вопросе может привести к значительным негативным процессам в рыбной отрасли.
Воспроизводство водных биоресурсов
В настоящее время в ведении Росрыболовства находится 103 рыбоводных предприятий, обеспечивающих сохранение и пополнение промысловых запасов водных объектов рыбохозяйственного значения ценными видами водных биоресурсов.
Несмотря на уменьшение бюджетного финансирования в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом, выпуск молоди и личинок водных биоресурсов, в том числе ценных и особо ценных видов, второй год подряд достигает рекордных отметок. Так, в 2011 году он составил 10,6 млрд. штук, в 2012-ом – 11,1 млрд. штук (рост на 500 млн. штук). К слову, показатели выпуска 2012 года вплотную приблизились к рекордному за последние 30 лет уровню 1983 года, когда работы по искусственному воспроизводству осуществляли рыбоводные организации на территории бывшего СССР.
Плановое задание по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в отчетном периоде в целом по стране выполнено на 102 %, а осетровыми рыбоводными предприятиями – на 105%. Этому способствовало оптимальное соотношение при планировании работ по искусственному воспроизводству в привлечении, как собственных средств организаций, так и компенсационных средств.
Вместе с тем, неоднократно в 2012 году я акцентировал внимание на необходимости серьезной корректировки работы бассейновых управлений Росрыболовства, что послужило поводом для принятия мною решения о проведения в июне с.г. Всероссийского совещания по обсуждению вопросов организации в отрасли искусственного воспроизводства, мелиоративных работ и мониторинга. Всех заинтересованных призываю к самой серьезной подготовке данного мероприятия. Нам крайне нужен обстоятельный разговор по указанной проблематике с выходом на основательные стратегические решения.
ВТО
Нельзя обойти и проблему вступления России в ВТО. Здесь следует отметить ряд «чувствительных» моментов, а именно:
– отмена экспортных таможенных пошлин (снижение до 0 % по отдельным товарам) и снижение импортных пошлин на многие виды рыбного сырья с 10 % до 3-8 % в соответствии с проектом Перечня уступок и обязательств, может привести, с одной стороны, к сужению сегмента российского рынка деликатесной рыбы и рыбопродукции, место в котором может заполнить более дешевая и менее качественная по потребительским характеристикам рыба (мойва, хек и т.п.) и продукция из нее, а с другой – к сужению рынка сбыта недорогой рыбы и рыбной продукции для российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий за счет вхождения на рынок недорогой иностранной продукции;
– к отрицательным моментам следует отнести также возможность увеличения на рынке контрафактной продукции. По некоторым экспертным оценкам, ее доля в продажах может достигать от 25 % до 37 %, особенно на рынке рыбных консервов и пресервов. В качестве предложения по данному разделу следует внести скорейшее принятие Технического регламента в отношении рыбы и рыбной продукции.
Проблемы могут возникнуть также в области технического регулирования и стандартизации, что будет связано с применением странами – членами ВТО так называемых «нетарифных барьеров» для импортируемой рыбной продукции, выводя вопросы стандартизации и сертификации на первый план.
Кроме того, в целях формирования объективной статистической информации в текущем году необходимо совместно с Росстатом завершить работу по определению методологии формирования официальных статистических данных для оценки состояния продовольственных рынков, динамики цен, уровня среднедушевого потребления основных продуктов питания населением Российской Федерации.
На протяжении 2012 года (да и до сегодняшнего дня) на самых различных площадках активно обсуждались проблемы, связанные с необходимостью развития береговой переработки, стимулирования российских рыбаков к увеличению поставок российских уловов и продукции из них на внутренний рынок, снижения экспортной направленности отрасли и повышения в структуре экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, введение системы биржевой торговли, создания сети оптово-логистических центров, выбора оптимальных путей строительства и модернизации добывающего флота, а также с обеспечением поставок рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные районы Российской Федерации. При этом наши рыбаки обвиняются в непатриотичности и иждивенчестве.
Вопросы действительно не простые и чувствительные. Росрыболовство имеет по каждому из них свое профессиональное мнение, которое мы неоднократно высказывали и готовы защищать на всех уровнях.
При этом твердо убеждены, что любую из указанных проблем невозможно решить с помощью «административной дубинки». Гораздо больший эффект приносит, и в этом задача государства, создание стимулирующих бизнес условий.
Пример. Соседний с российским Дальним Востоком Китай, не имея ни одной тонны собственного вылова минтая и трески, а значит, возможности регулирования путем распределения доступа к ресурсу, тем не менее, является крупнейшим переработчиком этой рыбы.
Еще один пример касается промышленного вылова лососей на Камчатке. При отсутствии обязательств по переработке рыбы на берегу бизнес построил современные мощности, позволившие перерабатывать большую часть объемов не в море, а именно на береговых предприятиях. Таким образом, экономическая целесообразность является, очевидно, не менее эффективным стимулом, чем административное воздействие.
В качестве стимулирующих мер мы предлагаем систему изменения ставок сбора за пользование ВБР. Нулевая ставка может применяться для рыбодобывающих организаций, перерабатывающих уловы на береговых предприятиях; для рыбодобывающих организаций, поставляющих для реализации на территории России (с обязательной выгрузкой и продажей в оптовой или розничной сети) ВБР в живом, свежем или охлажденном виде; для предприятий, осуществляющих экспорт продукции глубокой степени переработки, произведенной на российских судах (филе, консервы, мука и т.п.).
В то же время полную ставку сбора предлагаем установить для предприятий, экспортирующих рыбу мороженую неразделанную, мороженую без головы, мороженую потрошеную. Ведомство также выступает за то, чтобы внести изменения в налоговое законодательство и предоставить рыбохозяйственным организациям, в первую очередь, предприятиям береговой переработки, право применения ЕСХН без ограничения средней численности коллектива (в настоящее время на таких условиях готовы перейти на ЕСХН порядка 1200 организаций).
По нашему мнению, следует также разработать систему субсидирования береговой рыбопереработки, аналогичную системе поддержки сельхозпроизводителей, и внести изменения в порядок проведения конкурсов по закреплению РПУ, предусмотрев в качестве критерия наличие только собственных, а не арендованных мощностей.
Мы поддерживаем идею реализации пилотного проекта по организации торгово-логистического центра на Дальнем Востоке. Более того, совместно с испанской компанией «Меркаса» и городскими властями Санкт-Петербурга нами на условиях частно-государственного партнерства прорабатывается проект строительства подобного центра.
Что касается идеи биржевой торговли рыбопродукцией, то мы, всецело поддерживая ее, полагаем, что на первоначальном этапе наиболее реально ее применение для государственных нужд (армия, пенитенциарная система, школы, больницы и т.п.).
Теперь о призыве направлять большую часть российских уловов на переработку. Коллеги, как показывает анализ, в странах с развитой экономикой прослеживается тенденция по сокращению продаж и потребления консервов и росту спроса и потребления на свежую и охлажденную рыбу. Самую большую долю в закупках Россией рыбы (22% всего импорта) составляет свежая и охлажденная аквакультурная рыба – это семга и форель. Очевидно, что дальневосточная рыба не в состоянии пока занять эту нишу из-за удаленности районов промысла от основного потребителя и дороговизны ее траспортировки. Отсюда вытекает необходимость в продвижении государством отечественной аквакультурной рыбы на внутреннем рынке, развитии этого сектора, как это успешно делает Норвегия.
Заключение
Считаю, что рыбная отрасль способна перейти от стабилизации к устойчивому развитию и стать гарантом насыщения рыбной продукцией отечественного производства, как приморских регионов, так и страны в целом, надежным экспортером товаров на международном рынке.
Главный показатель успеха – увеличение качественной и доступной по цене продукции на прилавках магазинов. Для решения этих задач нам предстоит добиться качественного улучшения работы отрасли. Это обновление флота и береговой инфраструктуры, оптимизация транспортной логистики, развитие оптовой торговли, повышение качества и ассортимента рыбопродукции на внутреннем рынке, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, снижение избыточных административных барьеров.
В перспективе продолжится развитие таких направлений инвестиционного взаимодействия, как строительство портовой инфраструктуры, перерабатывающих мощностей, специализированных логистических и оптовых центров.
Читайте также:
|