ИА «Финмаркет»: «Сословный алкоголизм: постмодернисты против настоящих мужчин»
8 февраля 2014 в 0:01
Отношение к спиртному в России всегда были сложнее и комплексней, чем в любой другой стране мира. Поэтому об истории страны, ее экономике и даже общественном устройстве можно узнать много нового, если взять в качестве отправной точки алкоголь, сообщает ИА «Финмаркет».
Социологи Петр Мартыненко и Яна Рощина из Высшей школы экономики (ВШЭ) решили воспользоваться этой особенностью, чтобы посмотреть на российское общество свежим взглядом. Изучив данные масштабного анкетного опроса жителей городов России с населением более 100 тыс. человек, который с 1995 года ежегодно проводился компанией Synovate Comcon, они пришли к выводу, что в России сформировался «сословный» алкоголизм. Выбор алкогольных напитков стал важной частью образа жизни и теснейшим образом связан с положением в обществе, статусом, образованием и доходами.
С водкой по жизни
Исследование, опубликованное недавно в медицинском журнале Lancet утверждает, что при сопоставимом уровне потребления алкоголя мужчины в России умирают в 3,5 раза чаще,чем в развитых европейских странах.
Не все так безнадежно, уверены П.Мартыненко и Я.Рощина. За 20 лет ситуация с алкоголизмом и алкоголем в России изменилась в лучшую сторону. В «лихие девяностые» страна перешла от северного типа потребления алкоголя, когда граждане всегда отдают предпочтение водке и периодически уходят в запой, к среднеевропейскому, когда водку сочетают с пивом.
В тучные» нулевые число выпивающих заметно снизилось. За период с 2000 по 2010 годы потребление алкогольных напитков среди городского населения старше 16 лет упало с 78% до 70,5%, количество алкоголиков разного градуса зависимости уменьшилось на 2 млн — до 40,3 млн человек.
Удивительно, но чаще от алкоголя отказывались мужчины. Сокращение доли пьющих среди мужчин составило почти 11%, среди женщин — всего 5%. Изменения не коснулись только самых старших возрастов: 75% пожилых мужчин как пили, так и продолжают пить.
Алкогольные сословия
В результате всех этих масштабных сдвигов в современной России возникли 4 алкогольных класса, которые различаются по уровню доходов, образованию, полу и возрасту относящихся к ним россиян:
- любители легкого алкоголя, на которых приходится 37,2% общего количества пьющих россиян;
- любители водки и пива или «настоящие мужчины» — 32,5% от общего числа выпивающих;
- женский кластер — любители вина и шампанского — 26%;
- постмодернисты, практикующие эклектичный тип потребления алкоголя — 4,3%.

Студенты любят пиво, доценты — вино
Среди потребителей алкоголя, имеющих неполное среднее, среднее и среднее специальное образование, больше всего любителей пива (более 65%) и водки (более 45%). Студенты и выпускники вузов предпочитают пиво (59,9%), вторым по популярности напитком является вино (46,3%).
Эксперты объясняют такой выбор молодежи агрессивной рекламой пива в конце 90-х годов. К тому же пиво доступно по цене, банку или бутылку пива не стыдно купить и выпить в одиночестве, для распития более крепких напитков требуется большая компания.
Среди людей с научной степенью наиболее популярно вино (63,3%), а за ним следует водка (57,3%). Среди работников физического труда доля тех, кто потребляет пиво, водку и горькие настойки, выше, чем среди тех, кто занят умственным трудом.
Поклонников пива трудно соблазнить разнообразием спиртного, в среднем, они пьют примерно 1,8 вида других напитков.

Градус и доходы
Уровень доходов сильно влияет на выбор напитков: чем он выше, тем дороже потребляемый алкоголь. Для групп с душевым доходом ниже 2000 рублей характерна высокая доля потребителей пива (70,6%), для групп с доходом 5000–7000 рублей она меньше — 57,4%. Среди бедных россиян доля пьющих шампанское и вино минимальна: 29% и 37,2% соответственно. С ростом подушевого дохода она постепенно увеличивается, достигая 51,8% и 45,3% соответственно среди самых обеспеченных россиян.
Потребление виски практически полностью зависит от доходов: доля пьющих шотландскую самогонку среди бедняков составляет около 1%, среди обеспеченных граждан — почти 12%. То же самое относится и к коньяку — 10,3% и 31,6% среди бедных и богатых соответственно. С ростом доходов так же увеличивается доля любителей джина, рома и текилы, но незначительно, так как вообще в России их пьют очень мало.
Люди, отдающие предпочтение водке, вину и шампанскому, пробуют еще максимум 2 вида алкоголя.
Женщины променяли пиво на шампанское
Состав «алкогольной корзины» сильно зависит от пола. К женским напиткам можно отнести вино, шампанское, вермут и ликер. Среди пьющих женщин доля регулярных потребителей этих видов алкоголя почти в 2 раза выше, чем среди мужчин. Среди мужчин, естественно, в 1,5 раза больше любителей водки и пива. За последние 10 лет среди женщин сильнее всего упала доля любительниц водки (с 53% до 29% от всех выпивающих дам) и пива (с 60% до 48%). За это же время доля тех, кто предпочитает шампанское, выросла среди женщин с 45% до 51%.

Непостоянство постмодернистов
Черты «постмодернистского» стиля жизни, характеризующегося мозаичностью потребления, были обнаружены менее чем у 5% потребителей алкоголя. Постмодернистами чаще всего являются образованные и обеспеченные молодые люди и большое начальство.
Возраст алкоголизма
Больше всего пьющих среди россиян в возрасте от 35 до 44 лет. В возрастной группе от 16 до 19 лет пьющих девушек больше, чем юношей: 51% против 46% соответственно. В следующем возрастном интервале (20 — 25 лет) мужчины обгоняют женщин. Среди мужчин старше 65 лет доля пьющих составляет 75%, а среди женщин — 55%.

Семейные мужчины нуждаются в выпивке больше, чем холостяки. Среди женатых мужчин доля потребителей алкоголя — 80,2%, среди одиноких — 67,9%.
Женский алкоголизм от семейного статуса почти не зависит. Разница в потреблении алкоголя среди замужних и незамужних составляет всего 5 процентных пунктов (68,5 и 63,3% соответственно).
В семьях без детей или с маленькими детьми супруги выпивают чаще, чем в семьях, где есть дети старше 10 лет. Вероятно, последние, воздерживаясь от регулярного употребления спиртного, просто не хотят подавать детям дурной пример.
Читайте также:
|