Андрей Белоусов, Министр экономического развития РФ: «Основной вектор должен быть направлен на то, чтобы протекционистские барьеры в области торговли продовольствием снижать и ликвидировать»
5 сентября 2012 в 11:45
Во Владивостоке, на острове Русский, министр экономического развития Андрей Белоусов рассказал информационным агентствам о приоритетах, которые реализуются в рамках председательства России в АТЭС. По сути дела, это система взглядов на то, как Россия должна выглядеть со своей «тихоокеанской» стороны, чему соответствовать. ПродМаg приводит выступление господина министра в слегка «подглаженной» стенограмме.
Андрей Белоусов: Первый приоритет, который был заявлен и который реализуется в рамках председательства России, состоит, прежде всего, в обеспечении либерализации торговли и инвестиционного сотрудничества. Здесь мы считаем, что у нас есть целый ряд достижений. Эти достижения касаются установления новых условий транспарентности в соглашениях о зонах свободной торговли. Для нас создание зон свободной торговли с целым рядом экономик является ближайшей перспективой. Мы сейчас выходим на финишную прямую в достаточно успешных интенсивных переговорах о создании зоны свободной торговли с Новой Зеландией. Всего экономик, которые заявили нам о своём желании заключить соглашение о зоне свободной торговли с Россией, больше 30. Поэтому для нас, конечно, очень существенно, на каких условиях будут эти соглашения заключаться и реализовываться.
Один из ключевых моментов – условие транспарентности. Это условие, по которому будет открываться информация о торговых поставках, о взаимной торговле, о правилах, по которым осуществляется инвестирование и т.д.
Это одна из точек, где есть продвижение. Всё это, как мы рассчитываем, будет зафиксировано в рамках встречи глав экономик АТЭС.
Второй приоритет – это продвижение, которое не до конца согласовано, мы будем над этим работать в рамках саммита. Это соглашение об экологических товарах, то есть о тех, торговая пошлина или ввозная пошлина на которые к 2015 году должна быть снижена до 5% и ниже.
Не хочу называть конкретных параметров списка. Тем более, что здесь существуют ещё определённые недоговорённости, но рассчитываем, что этот список будет состоять из нескольких десятков наименований товара.
Третий приоритет, роль которого сейчас стремительно возрастает в свете последних событий в мировой экономике, связан с укреплением продовольственной безопасности. В этом году мир поразила очередная засуха, и это уже проявилось в росте цен на зерно, в том числе на российском рынке. Мы всё-таки считаем, что здесь тоже достигнуто определённое продвижение. На чём здесь мы предлагаем сконцентрироваться? Прежде всего, на либерализации возможностей инвестиций в сельское хозяйство. Мы считаем, что это главное условие, что открытость сельского и аграрного секторов экономик АТЭС, прежде всего для прямых инвестиций, в том числе для иностранных инвестиций, является основным фактором, который позволит решить или хотя бы ослабить вопрос недостатка и дороговизны продовольствия в разных регионах мира.
Второй вопрос, тоже достаточно болезненный, достаточно сложный, связан с либерализацией экспорта зерна. Понятно, что как только возникает дефицит зерна на рынках, каждая экономика старается ввести протекционистские меры, чтобы прежде всего ограничить свой национальный рынок. И Россия тоже здесь не являлась исключением, мы тоже защищали свой рынок зерна в условиях сильных неурожаев. Но это должно быть исключением, и чем более редким исключением – тем лучше.
Магистральный путь, основной вектор должен быть направлен на то, чтобы протекционистские барьеры в области торговли продовольствием снижать и ликвидировать.
Ещё один приоритет, тоже для нас ключевой, по которому тоже есть определённое продвижение — формирование транспортно-логистических цепочек. У России здесь есть определённое и неоспоримое системное преимущество –положение между европейским центром развития и азиатско-тихоокеанским центром развития. Мы сейчас это преимущество используем недостаточно. Поэтому неслучайно весь год мы с нашими коллегами прорабатывали различные механизмы, которые позволили бы в интересах всех экономик, в том числе и европейских, и экономик АТР, использовать те транспортные возможности, которые есть у России.
Безусловно, развитие этих транспортных коридоров и обеспечение безопасности перевозки грузов, в том числе и развёртывание спутниковой группировки ГЛОНАСС даёт для этого новые возможности.
И, наконец, еще один приоритет, по которому тоже есть существенное продвижение, –в области инновационного развития. Все экономики, или, скажем так, большинство развитых экономик АТЭС, обладают достаточно существенными преимуществами, причём совершенно в разных областях, связанных с инновациями. И уж точно все члены АТЭС высказывают свою заинтересованность в переходе на инновационный путь развития. Здесь основные наши действия связаны с созданием сети постоянно действующих каналов взаимодействия различных центров инновационного развития в разных экономиках. Прежде всего, это взаимодействие между образовательными центрами, научными центрами, корпорациями разных экономик в области инновационного развития. И, собственно, предложения по такой сети, анализ возможности развития такой сети – это был основной предмет работы в течение года по данному направлению.
Здесь тоже достигнуты вполне конкретные результаты. Вот, собственно, основные позиции. Есть ещё, я бы сказал, постоянно действующие вопросы – связанные с ситуацией с ВТО, куда мы буквально на днях, вступили; ситуация с Доха-раундом, которая, не скроем, буксует, вызывает достаточно серьёзную озабоченность у нас и у других экономик АТЭС. Я бы сказал, что это вопрос важный, но он сейчас не относится к нашим основным заявленным приоритетам. Тем не менее здесь мы тоже свою позицию высказываем, эта позиция тоже будет прорабатываться в рамках мероприятий саммита.
По поводу Дохийского раунда я бы сказал, что со времени последней встречи министров торговли в Казани существенных улучшений не произошло. Существуют достаточно глубокие противоречия между экономиками развитыми и развивающимися на Дохийском раунде, которые пока не нашли своего разрешения. Эти противоречия, на самом деле, конечно, носят не субъективный характер, а за ними лежат достаточно серьёзные объективные основания, связанные прежде всего с очень сильной дифференциацией в экономическом развитии стран. И с нашей точки зрения, ключ к снятию этих противоречий лежит не столько, может быть, в серии переговоров, сколько в сфере создания условий ускоренного развития отсталых экономик. Вернее, наиболее отсталых, то есть тех экономик, которые, мы всегда считали, являются донорами, являются наиболее уязвимыми частями мировой торгово-экономической системы.
Но я бы хотел подчеркнуть, что все понимают: альтернативы ВТО на сегодняшний день не существует, и поэтому прогресс на Дохийском раунде был бы в интересах всего сообщества, всех экономик.
ПродМаg
Читайте также:
|