Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Коровы, свиньи и государственные деньги

4 августа 2016 в 12:11
Раздел: Статьи

корова1

 

Специалисты и чиновники уже много лет твердят о стратегической задаче развития молочного животноводства. Стране ежегодно не хватает 7–8 млн тонн молока, поэтому везти его приходится из самых разных стран, включая, скажем, Новую Зеландию, и тогда стоимость перевозки становится соотносимой с ценой самого продукта. В 2015 году рост производства молока в фермерских хозяйствах составил 5%, в личных подсобных хозяйствах — около 2%. Ничтожно мало.

В нынешнем году на гранты фермерам было выделено около 8 млрд рублей, под обеспечение кредитов — около 5 млрд. Эти меры не дают и не могут дать взрывного роста по нескольким определенным причинам. На местах они носят точечный и избирательный характер и не затрагивают напрямую всех производителей, не поощряют их прямо к увеличению поголовья скота и росту выпуска продукции. В итоге отрасль по-прежнему развивается, исходя из своей внутренней логики, а за счет государственной помощи чаще всего латаются прорехи. Прорыв тут невозможен, пишет rusplt.ru.

Новая помощь коровам

С 2017 года Минсельхоз предлагает значительно увеличить процент компенсации затрат на создание или модернизацию молочных ферм. Компенсация вырастет для всей России с 20% до 35%, а для Дальнего Востока — с 25% до 40%. В пояснительной записке к проекту указывается, что увеличение компенсаций продиктовано простейшей экономической необходимостью. При среднероссийских ценах на товарное молоко (около 23 рублей за литр) новые вложения окупаются чрезвычайно медленно.

Логику Минсельхоза поддерживают и профессионалы, непосредственно занятые в отрасли. По словам Андрея Даниленко, председателя Национального союза производителей молока, главная проблема молочного животноводства заключается в том, что поднимать цены на него очень сложно: каждая копейка тут немедленно приводит к падению спроса. Изо всех секторов сельского хозяйства именно здесь наблюдается наименьшая рентабельность. Бизнесу интереснее проекты с большей отдачей. Соответственно, увеличение доли капитальных затрат несколько уравнивает молочное животноводство с другими направлениями аграрного предпринимательства, помогает привлекать в него новые инвестиции.

Аналогичные меры предполагается ввести и в другой, более рентабельной области животноводства — в свиноводстве. Здесь за создание, ремонт и модернизацию объектов будут компенсировать 35% на Дальнем Востоке и 30% — по всей остальной России. Однако есть нюанс: нельзя будет одновременно получить компенсацию и пользоваться субсидированными кредитами.

По словам главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, его коллеги давно поддерживали и даже лоббировали такое решение. Выбрав возмещение затрат, инвесторы постараются ввести объект в строй как можно скорее, ведь иначе нельзя будет вернуть деньги. Такой подход, по словам Юшина, позволяет как минимум обезопасить государственные средства. Пока действовали старые правила, случалось множество историй, когда предлагался амбициозный проект, он получал господдержку, но в силу тех или иных причин не доводился до конца — и в итоге государство пускало деньги на ветер.

Одним финансированием жив не будешь

Когда мы говорим о новых и старых мерах по поддержке экономики страны в принципе и сельского хозяйства в частности, все чаще кажется, что описывается блуждание по кругу. Выделяются деньги, они, конечно, куда-то доходят, кому-то помогают, но проблемы непосредственного производителя никуда не исчезают. Или денег явно недостаточно, или их получение связано с немыслимыми бюрократическими процедурами, или сложно справиться с сопротивлением на местах. Для частного инвестора вложиться в отечественное сельское хозяйство так, чтобы все было надежно и просто, — задача практически неисполнимая. Этим занимаются либо огромные агрохолдинги, так или иначе аффилированные с руководством Минсельхоза, либо наивные энтузиасты.

Молочному и мясному животноводству, а вместе с ними и сельскому хозяйству в целом необходимы принципиально новые меры, которые бы делали отрасль особо перспективной. Причем меры не точечные, а именно универсальные, дающие одному из базисных секторов хозяйства страны ощутимое преимущество, заметное не только для разбирающихся в нюансах профессионалов, но и для любых людей со стороны. Это и особая кредитная политика, и существенные налоговые льготы на протяжении всего периода ведения бизнеса, и гарантии по реализации продукции, и т.д. В конце концов, самое существенное для такого рода предпринимательства — стабильный спрос.

Кроме того, местный производитель должен иметь фундаментальные преимущества на местном же рынке, и государство вполне способно это обеспечить. Однако в данном направлении мало кто думает, хотя экономический эффект от такого рода мер, связанный хотя бы с резким сокращением транспортных расходов, мог бы значительно превзойти самые дерзкие ожидания. Пока же мы в Ростовской области покупаем молоко и молочные продукты, произведенные в Подмосковье, а в Петербурге — сделанные где-то в районе Воронежа, возникает ощущение, что нынешняя рыночная экономика тормозит точно там же, где тормозила советская — командная. Она не видит простых и понятных решений.

Может быть, потому, что реального сельскохозяйственного рынка у нас нет, есть несколько монополий и иллюзия борьбы между ними.

Молоко и успех

При всем при том в современной России существует несколько очень успешных и неожиданных молочных производств, больше связанных с талантом и упорством их основателей, чем с государственной поддержкой.

Одно из них — фермерское хозяйство Александра Саяпина из Тульской области.

Саяпин начал заниматься сельским хозяйством еще до введения всех эмбарго, в 2007 году. Главной его идеей было не просто беспривязное содержание скота, но отсутствие коровника как такового. Его коровы живут на свободе, на свежем воздухе, не испытывают недостатка в кормах и окружены заботой людей. Они существуют в естественной среде, и это дает возможность получать молочные продукты исключительного качества.

В 2012 году на ферме Саяпина было основано молочное производство, фермер учредил целый кооператив, где каждый отвечал за свой участок работы — поставку оборудования, заготовку кормов, производство продукта. Спрос не заставил себя ждать: Саяпин стал исключительным поставщиком сети супермаркетов премиум-класса «Азбука вкуса».

В настоящее время Александр Саяпин вместе с коллегами создает новую образовательную площадку, где готовятся уникальные квалифицированные кадры для отрасли. В Институте молока будут учить профессионалов делать свой бизнес прибыльным и продуктивным.

По словам Саяпина, сейчас перед фермерами ставятся в основном старые советские задачи: добиться увеличения либо надоев, либо поголовья скота. А надо добиваться эффективности бизнеса, а этому «ремеслу» никто не учит.

В подобной логике есть глубокая правда. Государство должно хотеть и уметь поддерживать тех, кто готов учиться, кто осваивает новый опыт, не жалуясь на обстановку, спрос и конкуренцию, а работает в сложившихся условиях. Но такая поддержка должна быть абсолютно прозрачной, без тени воздействия коррупционного или бюрократического фактора. В условиях клептократии это кажется фантастикой.

 

Андрей Полонский «Русская Планета»

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.