Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза: «Даже если излишки зерна найдутся в Сибири, как привезти их на берег Тихого океана?»
19 сентября 2012 в 15:48
Аркадий Злочевский ответил на вопросы ПродМаg о том, почему в РЗС считают вступление в ВТО полезным для АПК, а также о том, как меры господдержки сельского хозяйства «переложить» из запрещенной желтой корзины по классификации Всемирной торговой организации в разрешенную зеленую. Аркадий Злочевский возглавлял рабочую группу Общественного совета при Минсельхозе, которая изучала эти возможности. Ну, и конечно, говорили о зерне – об экспорте и об урожае.
Полный текст интервью мы опубликуем в начале следующей недели. Но пару вопросов, имеющих отношение к событиям этого месяца, решено было оформить в виде комментария. Приближает ли приватизация ОЗК сибирское зерно к поставкам в азиатско-тихоокеанский регион? Возможно ли возвращение к обсуждению перспектив создания Причерноморского зернового пула в составе Россия – Украина – Казахстан. Заявления по этим двум вопросам последовали довольно громкие, а что за этим может стоять в практическом плане?
Аркадий Злочевский: Если ОЗК реализует свой проект по строительству мощного терминала в Зарубино, это может способствовать развитию продаж сибирского зерна в страны АТР. Первую очередь они планируют мощностью перевалки в 5 миллионов тонн в год, а впоследствии — до 8 миллионов тонн. Они уже нашли банкиров, которые готовы финансировать этот проект, подписали документы. То есть там все на мази, и к 2015 году терминал должны запустить.
Но у меня возникает встречный вопрос: где они возьмут 5 миллионов зерна? И, тем более, 8 миллионов тонн. Для полноценной реализации идеи надо было бы разрешить сеять на Дальнем Востоке ГМО кукурузу и сою, и разработать программу развития производства этих культур в регионе. И, даже если излишки зерна в таких масштабах найдутся в Сибири (а это сейчас в среднем 2 млн тонн в год), как привезти их на берег Тихого океана?
Железная дорога перегружена жутко, и там некуда встрять с зерновым грузом. Мы выяснили пропускную способность, она составляет там 1,5–2 миллиона тонн зерна дополнительно к тем разнообразным грузам, что уже перевозятся.
К тому же нет встречной загрузки: нечего возить в Сибирь в вагоне-зерновозе из Зарубина.
Если ОЗК реализует зарубинский проект, таким образом будет поставлен вопрос перед властью, перед государством: деньги вложены, их надо окупать, терминал должен быть загружен и работать, так что надо решать проблему с пропускной способностью железной дороги. Модернизировать ее, потому что низкая пропускная способность связана еще и с тем, что старые технологии используются. И плюс ко всему прочему, там низкий уровень маршрутизации.
Эти проблемы придется решать в любом случае. Но, если терминал появится, он подвигнет на более скорое их решение.
Видимо, когда в ОЗК рассчитывает свои стратегические инвестиции, либо недостаточно учитывает риски, связанные с ограниченной пропускной способностью железной дороги, либо уже имеют какие-то инструменты решения проблемы в загашнике.
Что касается обсуждения соглашения России с Украиной о совместной торговле зерном, то это следует расценивать как обращение у тому процессу, который мы в свое время вели по созданию Причерноморского зернового пула в составе Россия — Украина – Казахстан. Я всегда был сторонником этой идеи и продвигал ее. Но к текущим сигналам нужно относиться осторожно — как ко всему, исходящему со стороны Украины. Они часто делают громкие заявления, за которыми потом, как выясняется, не стоят механизмы реализации. Или стоит нечто иное по отношению к тому, что было сказано.
Во всяком случае, Министерство сельского хозяйства опять запросило у нас данные по рабочей группе, которая работала над созданием проекта Причерноморского пула. И, как я понимаю, на межправкомиссии Россия — Украина поднимался вопрос о возрождении рабочей группы. Возможно, это как-то облегчит процесс интеграции. Но, по логике вещей, такая рабочая группа должна быть создана уже не между российским Минсельхозом и украинском, а между Департаментом аграрной политики Евразийской экономической комиссии и министерством агрополитики Украины.
Котковец Надежда Николаевна была заместителем министра сельского хозяйства Белоруссии, а сейчас она возглавляет Департамент аграрной политики Евразийской экономической комиссии. В рамках этого департаментам в ЕЭК будет концентрироваться, унифицироваться, гармонизироваться вся аграрная политика Таможенного союза. Так что, можно сказать, пул с Казахстаном у нас возникает автоматически. И просто национальных договоренностей России с Украиной недостаточно, чтобы сформировать полноценный пул.
Что касается заявлений украинской стороны об ограничении экспорта пшеницы на уровне четырех миллионов тонн, это их дело. Они делают ставку на экспорт кукурузы, что, собственно, не затрагивает наши интересы.
Мы же не возим пшеницу с Украины. Нам своей хватает.
Теоретически ограничение экспорта было бы плюсом для нас, если бы мы обладали достаточно мощным зерновым ресурсом и имели ограниченный рынок сбыта. Тогда они бы нам, вводя свои ограничения, отдавали кусок этого рынка, и мы бы были счастливы и довольны. А мы свой-то рынок, традиционный, в этом сезоне не способны обеспечить в полной мере по потребности. И сами отдаем этот кусок рынка конкурентам – европейцам, американцам.
Ну и что от того, что Украина еще свой кусок отдает? Мы с него ничего не получим, не возьмем, это все уйдет европейцам, американцам, канадцам и австралийцам.
ПродМаg
Читайте также:
|