Важнейшие новости
Все новости |
ФАО: Инвестиции в сельское хозяйство важны для искоренения голода6 декабря 2012 в 17:20
Раздел: Анализ и прогноз
Теги: ФАО Увеличение объема и качества инвестиций в сельское хозяйство является одним из наиболее эффективных способов снижения голода и бедности и защиты окружающей среды. Это основная тема главного ежегодного доклада ФАО «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2012″ (СОФА), который сегодня был представлен в Риме.Последние продовольственные кризисы и растущая озабоченность в связи с глобальным изменением климата привели к тому, что сельскохозяйственная проблематика заняла первое место в международной повестке дня. Представители правительств, международных организаций и объединений гражданского общества, собиравшиеся в течение 2012 года на саммитах Большой восьмерки (G8), министров финансов и председателей центральных банков 20 стран (G20) и Рио+20, признали тот факт, что произошло сближение двух целей – искоренить голод и придать сельскому хозяйству устойчивый характер. Достижение этих целей потребует существенного увеличения инвестиций в сельское хозяйство, но более важным является то, что это потребует повышения качества этих инвестиций. ФАО на протяжении длительного периода времени выступала в поддержку инвестиций в сельское хозяйство. В первом выпуске доклада «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства», опубликованном в 1947 году, была определена необходимость в увеличении инвестиций в сельское хозяйство в целях производства продовольствия для регионов, в которых ощущалась его нехватка, а в выпуске доклада за 1949 год были определены целевые финансовые показатели инвестиций, необходимых для восстановления сельского хозяйства после Второй мировой войны (ФАО, 1947 год; ФАО, 1949 год). В этих и многих последующих докладах основное внимание уделялось роли правительств в планировании и направлении необходимых объемов инвестиций в сельское хозяйство и почти ничего не говорилось о роли самих фермеров. Международный финансовый кризис, затронувший правительства и доноров во всем мире, означает, что в настоящее время в большей степени, чем до сих пор, одних государственных ресурсов недостаточно для покрытия всех потребностей в инвестициях в сельское хозяйство. Правительства и доноры играют ключевую роль в нахождении средств для инвестиций в сельское хозяйство, их распределении и управлении ими, но частные инвесторы – в первую очередь сами фермеры – должны быть в центре любой стратегии инвестирования средств в сельское хозяйство. Кто инвестирует в сельское хозяйство?Сельскохозяйственные инвесторы могут быть классифицированы как государственные или частные и как иностранные или внутренние. Большинство частных внутренних инвесторов являются фермерами, и к настоящему времени они являются самым крупным источником инвестиций в сельское хозяйство в странах с низким и средним уровнями дохода. Внутренние государственные инвесторы, в первую очередь национальные правительства, представляют собой следующий самый крупный источник инвестиций в сельское хозяйство, за которым с большим отставанием следуют иностранные государственные инвесторы, например партнеры по развитию, и иностранные частные инвесторы, например корпорации. Эти инвесторы – государственные и частные, внутренние и иностранные – инвестируют в различные вещи и по различным причинам. Зачастую их инвестиции дополняют друг друга, иногда – перекрывают друг друга и, как правило, не могут заменить друг друга. Самые надежные из имеющихся данные, которые были собраны и проанализированы для этого доклада, позволяют провести лишь приблизительное сравнение соответствующих размеров этих инвестиционных потоков, но даже это сравнение свидетельствует о центральной роли фермеров как самых крупных инвесторов в сельское хозяйство. Это имеет важные последствия для политиков: несмотря на то, что государственные инвестиции остаются жизненно важными, упор инвестиционной политики должен сместиться в сторону облегчения количественного и качественного роста частных инвестиций. Зачем инвестировать в сельское хозяйство?Фермеры инвестируют для того, чтобы прокормить свои семьи, увеличить и диверсифицировать свои доходы и накопить состояние. Для фермеров инвестирование в сельское хозяйство означает жертвование чем-либо в данный момент (деньгами, силами или временем) ради аккумулирования активов или капитала, которые позволят им повысить свою производительность или доходы в будущем. Покупка плуга, обустройство оросительной канавы, обучение новому ремеслу или уход за деревьями и животными до наступления у них продуктивного возраста являются формами инвестирования, направленного на повышение производительности или доходов фермера. Фермеры и другие частные инвесторы будут инвестировать в сельское хозяйство лишь в тех случаях, когда ожидаемый доход покрывает масштабы предполагаемого риска и превышает доход от альтернативных типов инвестиций. Основанием для правительств и партнеров по развитию вкладывать государственные средства в сельское хозяйство являются три взаимосвязанных типа пользы для общества, которые может принести повышение производительности сельского хозяйства:
Для правительств и доноров инвестирование средств в сельское хозяйство означает направление скудных государственных ресурсов на те виды деятельности, которые поднимают производительность в секторе. Исследования в области сельского хозяйства и рыночная инфраструктура представляют собой самые важные субъекты государственных инвестиций в сельское хозяйство. История свидетельствует о том, что, несмотря на то, что фермеры являются самыми крупными инвесторами в сельское хозяйство, в отсутствие надлежащего управления, соответствующих стимулов и самых необходимых общественных товаров объем их инвестиций недостаточен. По своему характеру сельскохозяйственное производство, как правило, является сезонным или циклическим и находится в уязвимом положении по отношению к таким природным явлениям, как засуха, вредители и заболевания. Зачастую производители географически рассредоточены, а основная часть их продукции является объемной и скоропортящейся. Все эти факторы приводят к тому, что инвестиции в сельское хозяйство являются рискованными и в значительной степени зависят от наличия нормальной сельской инфраструктуры, четкости поставок потребляемых факторов и отраслей по переработке сельскохозяйственной продукции и прозрачных рыночных институтов и ценовых тенденций. Надлежащие государственные инвестиции могут снизить риски и повысить прибыльность частных инвестиций и, таким образом, повысить инвестиционные стимулы для фермеров. Большой объем данных из многочисленных уголков мира свидетельствует о том, что инвестирование средств в сельское хозяйство является одной из самых важных и эффективных стратегий экономического роста и снижения уровней нищеты в сельских районах, где проживает большинство самых бедных людей в мире. Рост ВВП в сельском хозяйстве, как показывает практика, по крайней мере, в два раза более эффективен в плане снижения уровней нищеты, чем рост в других секторах (Всемирный банк, 2007a год). Рост производительности в сельском хозяйстве генерирует спрос на другие сельские товары и услуги и дает рабочие места и доход для людей, которые их производят (зачастую безземельной сельской бедноте). Эти положительные моменты медленно перетекают из деревень и начинают сказываться на экономике в целом, что впервые было документально подтверждено десятилетия назад (Хайами и Руттан, 1970 год) и продолжает действовать во многих сельских районах в настоящее время. Представленные в докладе данные свидетельствуют о том, что многие из самых продуктивных типов государственных инвестиций в сельское хозяйство дают серьезный выигрыш в плане снижения уровней нищеты. Инвестиции в сельское хозяйство являются также важным средством искоренения голода в рамках многочисленных аспектов продовольственной безопасности и безопасности питания. Инвестиции фермеров и государства в сельское хозяйство и сопутствующие секторы могут увеличить объемы имеющегося на рынке продовольствия и содействовать поддержанию потребительских цен на низком уровне, благодаря чему продовольствие станет более доступным для сельских и городских потребителей (Альстон и др., 2000 год). Низкие цены на основные пищевые продукты позволяют потребителям улучшить свой рацион питания, разнообразив его такими видами продовольствия, как овощи, фрукты, яйца и молоко, что повышает уровень использования питательных веществ из потребляемой пищи (Буи, Грэхем и Велч, 2000 год). Сельскохозяйственные инвестиции могут также понизить уровень уязвимости поставщиков пищевых продуктов по отношению к потрясениям, что способствует стабильности в потреблении. Сельскохозяйственные инвестиции непосредственно в хозяйства, как представляется, оказывают прямое воздействие на темпы уменьшения масштабов голода. С 1992 года в 47 странах, которые выполняют график достижения цели уменьшения масштабов голода в рамках достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), размер основных сельскохозяйственных фондов на каждого работника (являющийся показателем частных внутренних инвестиций в сельское хозяйство) рос в среднем на 0,7% ежегодно, но его рост был существенно медленнее в 31 стране, в которых прогресс в этом отношении был недостаточным, и упал в 16 странах, в которых количество недоедающих людей оставалось таким же или даже увеличилось. Несомненным является то, что частные сельскохозяйственные инвестиции непосредственно в хозяйства имеют большое значение для искоренения голода, но государственные инвестиции также важны. Голод в более крупных масштабах распространен в тех странах, в которых уровень государственных расходов на сельское хозяйство на каждого работника ниже, что свидетельствует о том, что как государственные, так и частные инвестиции в сельское хозяйство важны для борьбы с голодом. Очевидным является то, что правительства стран с низким уровнем дохода тратят меньше средств на каждого сельскохозяйственного работника вследствие своей бедности, но данные свидетельствуют о том, что во многих из них доля сельского хозяйства в бюджетных расходах пропорционально ниже, чем та роль, которую играет эта отрасль в их экономике. Для достижения экологической устойчивости необходим рост производительности сельского хозяйства, хотя наличие только этого фактора недостаточно. К 2050 году мировое сельское хозяйство должно будет прокормить, по прогнозам, более 9 млрд людей (почти на 2 млрд людей больше, чем сегодня). В основном, рост численности населения придется на те страны, в которых уровни голода и деградации природных ресурсов уже высоки. Поэтому, для удовлетворения растущего спроса должны будут стать более интенсивными производственные системы в растениеводстве и животноводстве, но необходимо будет также снизить масштабы использования природных ресурсов и повысить качество этих ресурсов (ФАО, 2011a год). В тех случаях, когда растет продуктивность сельскохозяйственных экосистем, может быть повышена защищенность природных экосистем, а в тех случаях, когда фермеры получают компенсацию за предоставляемые ими экосистемные услуги, сельское хозяйство может стать более производительным и устойчивым (ФАО, 2007 год). Доклад ФАО «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2012″ Читайте также:
|
Фермеры
|
15 августа
Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением ценЭто катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно. 4 августа
Коровы, свиньи и государственные деньгиФинансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям 22 июля
Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торговВ ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...] 24 февраля
Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской областиРазмер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей. |