Олег Рыков, представитель Федерального агентства по рыболовству в США: О свободной торговле, протекционизме и рыбе
1 марта 2013 в 0:01
Как сообщил ряд авторитетных изданий, наиболее вероятный вектор экономического развития США на ближайшие годы – создание единого торгового пространства с Европейским Союзом.
12 февраля 2013 года президент США Барак Обама выступил с традиционным посланием к нации, в котором он заявил о том, что США готовы начать переговоры с ЕС о создании общей зоны свободной торговли. Обама заявил следующее: «И сегодня я объявляю, что мы начнем переговоры о всеобъемлющем Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с Европейским Союзом». Таким образом, американский президент дал примерное название будущему соглашению — Transatlantic Trade and Investment Partnership (ТТIP).
На следующий день, 13 февраля 2013 года, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в Брюсселе огласил совместное заявление Евросоюза и США о начале переговоров о создании зоны свободной торговли между Европой и Америкой. «Мы создадим крупнейшую в мире зону свободной торговли», — заявил при этом Баррозу. Он сообщил, что переговоры должны начаться в июне 2013 года. Баррозу предупредил, что на них предстоят трудные дискуссии. Одновременно он выразил уверенность в том, что заключение этого соглашения будет содействовать росту экономик двух соединенных Атлантикой объединений Запада.
Как теперь стало известно, переговоры могут начаться в конце мая или начале июня 2013 года. Сам президент Обама хотел бы форсировать их для скорейшего создании трансатлантической зоны свободной торговли. Администрация США полагает, что соглашение может быть достигнуто уже через полтора года. Комиссар по торговле Европейского Союза Карел де Гухт, в свою очередь, считает, что достижение соглашения может потребовать двух лет непрерывной работы.
Европейские чиновники согласились с американцами, что время является благоприятным для соглашения. Обе стороны пытаются вырваться из плена почти пятилетнего экономического спада и стагнации. Европейские лидеры, в том числе премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель видят в соглашении о свободной торговле с США простой и недорогой способ стимулирования экономики. Страхи лидеров относительно затянувшейся рецессии теперь могут помочь достижению сделки между ЕС и США. И в Брюсселе, и в Вашингтоне отметили, что растущая экономическая мощь Китая дает дополнительный стимул для соглашения США и ЕС. Именно Китай является самым убедительным фактором для начала объявленного процесса. Подобного рода торговое соглашение гарантирует, что именно американцы и европейцы, а не китайское правительство, будут устанавливать стандарты по безопасности продукции и защите интеллектуальной собственности в последующие годы. По словам еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, в центре будущих переговоров будут стоять вопросы о ликвидации остающихся торговых тарифов, а также об унификации технической документации, сертификации и стандартов качества.
Таким образом, целью соглашения является не только ликвидация ввозных пошлин, но также согласование правил, регулирующих торговлю такими товарами, как автомобили, лекарства, медицинское оборудование и пр. Именно согласование этих правил и должно занять много времени у переговаривающихся сторон. На этом направлении США и Европа хотели бы устанавливать «правила дорожного движения» для торговли в эпоху формирования глобальной торговой системы. Власти США и ЕС надеются, что содержание их будущего соглашения будет оказывать давление на Японию и крупные развивающиеся страны, заставляя их принять согласованные правила по их сценарию. Таким образом, в двух центрах Запада не скрывается, против кого, в действительности, готовится соглашение.
Проект создания зоны свободной торговли между ЕС и США может стать наиболее амбициозным проектом после 1995 года, когда была создана ВТО. Двусторонние соглашения между странами о свободе торговли вошли в практику после провала работы на этом направлении Всемирной торговой организации в 2005 году в Дохе. Финансовый кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним рецессия лишь усилили протекционистские меры в национальных экономиках. ВТО утверждает, что 18% ограничительных мер в торговле были приняты странами G20 после 2008 года, что привело к снижению потенциала мировой торговли на 3%, что является эквивалентом суммы в €350 млрд.
На Соединенные Штаты и Европу приходится около половины мирового объема производства и треть мировой торговли. По сведениям правительства США, торговля товарами и услугами между ЕС и США составила в прошлом году $646 млрд. ЕС, по утверждению торгового представителя США Рона Кирка, является наилучшим потребителем в мире американских товаров и услуг, приобретаемых ежегодно на сумму $459 млрд, что создает для американцев 2,4 миллиона рабочих мест. В свою очередь, Брюссель полагает, что объем торговли между ЕС и США составляет чуть меньшую сумму — €455 млрд ($613 млрд) в год. Для сравнения: торговый оборот России с ЕС по итогам 2012 года составил около $400 млрд. По оценке экспертов двух сторон, возможно, соглашение добавило бы 0,5% к ВВП ЕС и 0,4% — США, что означало бы дополнительных €86 млрд ($116 млрд) в год к 2027 году. По оценкам Европейской комиссии, заключение всеобъемлющего соглашения приведет к созданию 2 млн новых рабочих мест и может добавить дополнительно в товарооборот €275 млрд.
Тем не менее, во взаимных торговых отношениях имеются чувствительные и сложные вопросы, которые необходимо будет решать. Комиссар ЕС по торговле Карел де Гухт предупредил, что переговоры с американцами будут жесткими. Некоторые сферы производства, в частности, сельское хозяйство, имеют большие субсидии по обе стороны Атлантики. Однако соглашение не коснется проблемы таковых. Поэтому самым сложным вопросом на переговорах станет открытие Европой своего рынка для американской сельскохозяйственной продукции в случае соглашения о свободе торговли. Торговое соглашение может получить двухпартийную поддержку Конгресса США только в случае снижения торговых барьеров и снятия запретов на экспорт американской сельскохозяйственной продукции в Европу, заранее предупреждают американцы. В среду Баррозу заявил журналистам, что проблема ограничения в Европе на потребление генетически модифицированных сельскохозяйственных культур в дискуссии с американцами будет обосновываться исключительно данными науки.
Европейцы возражают против принятого в США потребления генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и продуктов, полученных от клонированных животных. Европейцев не устраивает, что птица на птицефабриках в США моется хлорированной водой, а животных откармливают с добавками гормона роста рактопамина. Американцы, в свою очередь, опасаются естественных бактерий из специфических французских сыров и из импортной европейской говядины.
Другим острым вопросом, который непременно встанет на переговорах, является борьба за субсидии для крупнейших соперничающих авиапроизводителей: Airbus в Европе и Boeing в Соединенных Штатах. Это самый большой и самый продолжительный спор в истории ВТО, который теперь выйдет на уровень двусторонних переговоров.
Еще один сложный фактор, который может воспрепятствовать легкости переговоров о зоне свободной торговли, — сама структура ЕС, состоящего из 27 государств-членов, не гарантирующая из-за этого согласия по отдельным пунктам соглашения. Глава европейской делегации на предстоящих переговорах де Гухт ответил, что он не намерен вести переговоры с руками, связанными требованиями какой-либо одной европейской страны. Однако гармонизация правил сама по себе является трудным делом на предстоящих переговорах отчасти потому, что страны-члены Европейского Союза сами еще не полностью синхронизировали свои собственные правила.
И, наконец, стоит отметить тот факт, что ЕС и США идут на соглашение о свободной торговле после десятилетия сокращения взаимного товарооборота. Одним из факторов этого явления стало введение европейской валюты евро. Введение евро сопровождалось падением доли экспорта ЕС в США с 27% в 2002 году до 17,5% в 2011 году и доли импорта в ЕС из США с 19% в 2002 году до 16% в 2011 году. Соответственно, падение доли экспорта США в ЕС составило с 21% в 2002 году до 17,5% в 2011 году и доли импорта США из ЕС с 19% в 2002 году до 16% в 2011 году (источник Erostat и US Census Bureau). Теперь европейцы в обстановке кризиса своей валюты пытаются укрепить ее позиции через обратное увеличение торгового оборота с США. Хотя, очевидно, что на «свободу торговли» самое существенное влияние будут оказывать курсы двух мировых валют. Таким образом, для создания работающей зоны свободной торговли согласованию подлежит и сфера финансов.
Многие эксперты полагают, что в случае с предполагаемым соглашением о свободе торговли между США и ЕС речь, на самом деле, идет о создании замкнутого экономического пространства. Они обеспокоены тем, что распад мира на экономические блоки, в действительности, может закончиться созданием новых препятствий на пути мировой торговли. То есть речь, на самом деле, в данном конкретном случае создания зоны свободной торговли ЕС-США идет не о «свободе торговли», а о новом протекционизме.
По данным Национальной Службы морского рыболовства США от 12 февраля 2012 года, в прошлом году крупнейшими поставщиками на рынок США продукции из водных биоресурсов стали следующие страны:
По объемам поставок
1. КНР – 561412 тонн
2. Канада – 325194 тонны
3. Таиланд – 302018 тонн
4. Вьетнам – 195998 тонн
5. Чили – 151275 тонн
6. Индонезия – 135312 тонн
7. Эквадор – 130878 тонн
8. Мексика – 83970 тонн
9. Индия – 82314 тонн
10. Филиппины – 59108 тонн
11. Европейский Союз – 54487 тонн
12. Норвегия – 37614 тонн
13. Тайвань – 35630 тонн
14. Перу – 33514 тонн
15. Малайзия – 28194 тонны
16. Аргентина – 24624 тонны
17. Корея – 20848 тонн
18. Япония – 20503 тонны
19. РФ – 19683 тонны
20. Новая Зеландия – 18118 тонн
21. Фарерские острова – 12589 тонн
22. Фиджи – 13607 тонн
Все остальные страны поставили менее 10 тысяч тонн. Например, Австралия поставила в США в 2012 году 1066 тонн.
В стоимостном выражении
1. КНР – 2.7 миллиарда долларов
2. Канада – 2.5 миллиарда долларов
3. Таиланд – 2.05 миллиарда долларов
4. Индонезия – 1.3 миллиарда долларов
5. Вьетнам – 1.1 миллиарда долларов
6. Чили – 1.07 миллиарда долларов
7. Эквадор – 870 миллионов долларов
8. Индия – 669 миллионов долларов
9. Мексика – 502.3 миллионов долларов
10. Европейский Союз – 438.2 миллионов долларов
11. Филиппины – 402 миллиона долларов
12. Япония – 290 миллионов долларов
13. Норвегия – 260 миллионов долларов
14. Российская Федерация – 230 миллионов долларов
15. Перу — 230 миллионов долларов
16. Малайзия – 194.5 миллионов долларов
17. Тайвань – 160 миллионов долларов
18. Республика Корея – 129.4 миллионов долларов
19. Новая Зеландия – 109.2 миллионов долларов
20. Фиджи – 79.2 миллионов долларов
21. Фарерские острова – 71.9 миллионов долларов
В 2012 году США экспортировали мяса минтая и сурими из него в объеме 315339 тонн на 939.82 миллиона долларов (304017 тонн на 924.71 миллионов долларов в 2011 году).
В том числе, основными покупателями американского мороженого минтая, филе и сурими (без учета икры) стали следующие страны:
1. Германия – 69800 тонн (из них 8480 тонн сурими) на 213.5 млн. долларов.
2. Япония – 68000 тонн (из них 67600 тонн сурими) на 160.5 млн. долларов.
3. Республика Корея – 48183 тонны (из них 44787 т. – сурими) на 79.5 млн. долларов.
4. Китай – 33289 тонн (из них 370 тонн – сурими) на 77 млн. долларов.
5. Голландия – 27585 тонн (из них 4473 тонны – сурими) на 85.3 млн. долларов.
6. Франция – 11200 тонн (из них 8182 тонны – сурими) на 25.5 млн. долларов.
7. Украина – 6633.5 тонн (из них 154 тонны – сурими) на 15.2 млн. долларов.
8. Канада – 5720 тонн (сурими не закупалось) на 18.8 млн. долларов.
Экспорт икры американского минтая в 2012 году составил 15864 тонны на 117.6 миллиона долларов (17495 тонн на 158.5 млн. долларов в 2011 году). Поставки икры американского минтая были произведены в следующие страны и в следующих объемах:
1. Республика Корея – 7560 тонн на 65 млн. долларов (9204 тонны на 100,9 млн. долларов в 2011 году).
2. Япония – 7578 тонн на 46.8 млн. долларов (8209 тонн на 56.3 млн. долларов в 2011 году).
3. Китай – 554 тонны на 4.5 млн. долларов (258 тонн на 183 тысячи долларов в 2011 году).
4. Голландия – 0 тонн (4.3 тонны на 63.5 тысяч долларов в 2011 году).
5. Франция – 18 тонн на 64 тысячи долларов.
6. Германия – 22.5 тонны на 99 тысяч долларов.
7. Российская Федерация – 2.1 тонны на 8370 долларов.
ПродMag
Читайте также:
|