Александр Савельев, председатель Общественного совета при Росрыболовстве: «Красная цена красной икры»
30 сентября 2013 в 15:58
Поделюсь двумя наблюдениями о красной икре.
Сначала – о красной икре вообще, затем — о нынешней ситуации на рынке красной икры в России.
Начну с дерзкого утверждения: символ национальной русской кухни разрушен.
Красная икра недолго пережила империю, в которой и расцвёл этот красно-пролетарский бренд. Завершился столетний период взлёта и падения «царицы русских пиров». Из роскоши хрущевского ренессанса, из недосягаемой баночки в спецпайке красная икра превратилась в обычный продукт питания, которым завалены полки магазинов. Причём при нынешнем раскладе неизвестно что является деликатесом – 130-граммовый батон Боката Чиабатта за 330 рублей или 140-граммовая баночка лососевой икры за 300.
Дальневосточные рыбацкие артели и русские купцы научили тамошний народ в конце XIX века пробивать лососевую икру через грохотку и засаливать в тузлуке. Прежде аборигены Камчатки, Курил, Сахалина её попросту выбрасывали вместе с остальными внутренностями, потому что она быстро портилась и способствовала распространению дизентерии. Искусные русские икрянщики в начале XX века продвинули диковинный продукт до Санкт-Петербурга и Москвы, а сто лет спустя так же благополучно похоронили красную икру.
Прежде «красной» называли чёрную осетровую икру. Красная – значит красивая. В русском – это однокоренные слова. Именно благодаря цвету, а не оттенкам вкуса этот бренд завоевал популярность в нашей стране. Органолептические особенности, скажем, минтаевой или щучьей икры ничуть не хуже, не говоря уже о наборе аминокислот и жиров. Однако, постепенно к словосочетанию «красная икра» добавлялась куча негатива – браконьерство, преступный промысел, грязь, сараи, милицейские рейды, нелегальные поставки… В конце концов, нарушения технологии обработки, пересол, ореол безалаберного и рискованного промысла добили этот бренд. Из царицы русских пиров красная икра превратилась в блудливую девку из подворотни.

Теперь об экономике красной икры.
Как ни пыжились трейдеры разогреть цены на красную икру в июле-августе, ничего не вышло. Вслед за провальным началом путины на Камчатке, объёмы вылова лососевых на Сахалине увеличились. Общий вылов на сегодня вплотную приблизился к 400 тыс. тонн. Это означает, что на рынок поступит порядка 15-16 тыс. тонн красной икры. Добавьте к этому нераспроданные прошлогодние остатки, которыми завалены торговые сети, и поймёте, что дефицитом и не пахнет.
По данным СПАРК, с января 2013 г. по август 2013 г. средние потребительские цены на икру лососевую увеличились на 11,1% до 2467 руб./кг. На сегодня в Москве в опте сложилась цена в районе 1200-1300 рублей за кг.
Кроме того, желание трейдеров разогреть рынок обернулось тем, что в Россию хлынула красная икра с Аляски (США). Промысел тихоокеанских лососей в этом году там установил абсолютный рекорд в основном благодаря огромным подходам горбуши. Наши учёные говорят, что горбуша в этом году двинулась на Аляску. Её там выловили более 600 тыс. тонн. Это означает, что получено около 24 тыс. тонн красной икры. Поскольку в Америке она никого не интересует, значительные объёмы экспортируют. На август только в Россию ввезено почти 1,5 тыс. тонн на сумму более 13$ млн, 89% из которых задекларировано по цене 7$-9$. В Москве эту ястыковую мороженную икру предлагают в опте по 800-900 рублей за кг. Цена растаможки наталкивает на мысль, что это либо прошлогодние запасы, поскольку на аукционах икра свежего урожая торгуется по 18$-25$, либо импортёры тупо занизили таможенную стоимость.
Резюме.
Первое — красная икра перестала быть деликатесом.
Второе – рост цены на неё в этом году будет в рамках общей инфляции.
Приятного аппетита.
ПродMag
Читайте также:
|