Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:
«Пока преждевременно говорить о системном кризисе развития отрасли, но мы приближаемся к нему»

9 октября 2013 в 8:14
korbut

Правительство внесло проект федерального бюджета на 2014 год и на последующие 2 года. В принципе, с учетом усиления проблем экономики России, все было ожидаемо – Правительство исполнило свои обещания, и расходы на реализацию Госпрограммы были незначительно, всего на 0,6%, сокращены по сравнению с паспортом Госпрограммы. И стоит поблагодарить всех, кто был к этому причастен за проявленную, в крайне сложных экономических условиях, ответственность и понимание проблем отрасли.

Но, как известно у нас все «не по паспорту, а по …». Если общий объем финансирования по Госпрограмме в 2013 году составил 199,2 млрд рублей (это с учетом добавленных 40,9 млрд рублей), то на 2014 год запланировано 167,8 млрд рублей (плюс к паспорту Госпрограммы на 5,8 млрд рублей), то есть на 32 млрд рублей меньше уровня прошлого года. Стоит признать, что, в принципе, все понятно: в прошлом году дали деньги на компенсацию кормов, а в нынешнем году – нет. Урожай-то неплохой, и в такой поддержке, хотя денег мало не бывает, животноводство объективно не нуждается.

Но! Там еще были 10 млрд рублей дополнительно на погектарные выплаты, чтобы хоть как-то сблизить уровни поддержки 2013 года. И эта проблема никуда не делась, хотя Николай Федоров заявил, что эти средства не будут уменьшены. Также ничего не изменилось с потребностью доступа к краткосрочным субсидированным кредитам, а задача недофинансирования субсидий по инвестиционным кредитам вообще «неожиданно» выросла до 22 млрд рублей.

В итоге финансирование программ по растениеводству по сравнению с прошлым годом уменьшается с 67,5 млрд рублей в 2013 году до 39,3 млрд рублей в 2014 году. Только вот проблемы растениеводства никуда не делись, а в условиях, когда озимый сев объективно не будет проведен на площади 16,4 млн га и потребуется расширение ярового клина, они лишь обострятся.

В результате по факту сокращение финансирования по подпрограмме Растениеводство ожидается более чем на 10% даже по сравнению с паспортом Госпрограммы. Кстати, по мясному животноводству поддержка составит 6,7 млрд рублей — тоже сократили, но только на 5%.

В принципе, у меня нет сомнений, что создание новой подотрасли в национальном сельском хозяйстве — дело хорошее и правильное, только вот как бы при этом не потерять другие направления. Да и стоит напомнить, мраморная говядина — продукт прекрасный, только вот стоит она, отечественная, раз в 7 дороже, чем мясо птицы.

Кстати, такое соотношение в целом вполне реалистично, и не говорит о каких особых аппетитах производителей. Продукт премиум-класса должен по определению стоить дорого, а, значит, для широких кругов населения она, скромно говоря, не очень доступна и не слишком актуальна.

В 2015 году расходы на реализацию государственной программы запланированы в объеме 165,7 млрд рублей, в 2016 году — в объеме 160,4 млрд рублей. То есть, по сравнению с объемами, утвержденными на 2015 и 2016 годы в паспорте государственной программы, сокращение в 2015 году составит 9 757,0 млн рублей, в 2016 году- 25 555,6 млн рублей, что обосновывается общей политикой сокращение бюджетных ассигнований при формировании федерального бюджета на 2014-2016 годы.

Так что отрасль ждет реальное сокращение масштабов бюджетной поддержки, которое, в первую очередь, приведет к снижению инвестиционной активности — средства поддержки будут направляться на решение текущих задач и субсидирование ранее выданных кредитов, а формирование прорывных направлений не сможет получить должной поддержки. Так что бюджет развития как-то не очень получается!

Вместе с тем, стоит признать, что масштабы господдержки достаточно существенны, но проблема в том, что при существующих подходах «преемственности» она «размазывается тонким слоем» по всем, или почти всем сельхозпроизводителям. А при таком подходе все вроде справедливо, только решить задачу развития при этом, мягко говоря, проблематично.

К тому же ситуация в отрасли радикально изменилась. Нарастают кризисные явления: кредиторская задолженность уже превышает все разумные масштабы. Надо признать, что провалилась программа финансового оздоровления – за 10 лет его прошли около 1000 организаций из 12000 подавших заявки. Ситуация в молочном животноводстве устойчиво ухудшается. Впервые за многие годы у нас одновременно сокращается и поголовье КРС, и надои, а, значит, и производство молока.

Сложилась абсурдная ситуация — сельхозпроизводитель из года в год (если не смотреть климатически критичных периодов) получает практически один и тот же валовой доход – то есть стимулов к производству и повышению конкурентоспособности просто нет! Сокращением застрахованных площадей крестьяне «проголосовали» по программе страхования с господдержкой, но посылов к ее модернизации со стороны власти пока не видно.

Реального роста производительности по отрасли нет, она, как и рентабельность, маятником качается около среднего значения – то вверх, то вниз. Да и вообще, рентабельность сельхоздеятельности с уровнем 1,5% без учета субсидий не позволяет развиваться. Несомненно, есть группа высокоэффективных предприятий в любой из подотраслей, но есть устойчиво неэффективные, которые потребляют ресурсы, получают субсидии, но реального роста не обеспечивают, просто выживая без особых перспектив. А это уже зона экономической депрессии.

Наверное, пока преждевременно говорить о системном кризисе развития отрасли, но то, что мы приближаемся к нему, представляется вполне очевидным. Хотя очень этого не хочется, учитывая, как много доброго и полезного сделано в сельском хозяйстве и для сельского хозяйства за последние годы.

Любой кризис имеет важную позитивную роль – он вынуждает искать решения, а стандартных решений в этой ситуации быть не может. Тем более, что «залить» кризис бюджетными деньгами на этот раз уже не удастся!

Полагаю, что в ходе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме позитивные корректировки в вопросах поддержки сельского хозяйства будут проведены. Но вопрос не в нескольких миллиардах (хотя и это будет хорошо), а в изменении вектора аграрной политики, в отказе от не оправдывающих себя инструментов государственного регулирования.

Однако предложения большей части отраслевых союзов о необходимости изменения подходов к реализации Госпрограммы, несмотря на заявления о готовности к ее корректировке и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, не находят поддержки и не стали базой для широкого публичного обсуждения. Даже нет позиции, почему те или иные предложения не могут быть приняты!

К тому же вполне очевидно, что «регулировать, то, что не измеряется» невозможно. Но вот индикаторы Госпрограммы не отвечают на поставленные задачи — повышение конкурентоспособности, модернизация, инновации. Используемые индикаторы в большей части пришли еще из дореформенного прошлого, когда основой было валовое производство, и показатель должен был обосновать правильность расходования бюджетных средств. Но нельзя мерить инновации количеством проектов, а модернизацию числом тракторов!

Необходимо «заточить» весь инструментарий Госпрограммы именно под задачи достижения конкурентоспособности, а значит — изменить подходы к погектарным выплатам, увязав их с масштабами затрат хозяйства на производство продукции, перейти к рациональной взаимоприемлемой для крестьян и страховых компаний системе страхования, отказаться от единого сельхозналога, который сегодня уже не решает ставившихся ранее задач.

Наверное, пришло время открыто признать, что в отрасли есть нежизнеспособные хозяйства, и поддерживать их функционирование просто нерационально. А, значит, надо разработать механизмы их поглощений эффективными собственниками, решив одновременно задачи трудоустройства и альтернативной занятости сельских жителей. Должна быть резко усилена роль Минсельхоза России в выработке рекомендаций по размещению производительных сил и новых производств исходя из логики конкурентоспособности и рациональности, а не пожеланий регионов, в разработке модельных нормативных актов для регионов, творчество которых зачастую вызывает «восторг».

Это лишь некоторые фрагменты направлений работы, и они могут быть и дополнены и сокращены. Истина в последней инстанции — это практический результат сельхоздеятельности, доход хозяйств. Сегодня как никогда требуется ответственная, неэмоциональная оценка приоритетов и направлений развития, которая должна быть дана в ходе публичной дискуссии с участием власти, научного и бизнес сообщества.

Только так аграрный бюджет может стать бюджетом развития.

Много денег на поддержку АПК не бывает. Чем больше отрасль получит, тем лучше. И нам всем стоит над этим поработать. Полагаю, что государство деньги найдет, если будет ясная программа и четкий ответ: какой результат будет получен от вложения этих средств в АПК.

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.