Важнейшие новости

Все новости

17:00 19 января↓ Россия запустила 350 производств по программе импортозамещения
14:09 Картошке готовят почву. Кооператоры планируют скупать картофель у огородников
13:32 Российскому коньяку готовят льготный акциз
12:54 Более 200 журавлей погибли от азотных удобрений в Ставропольском крае
12:12 От ритейла ждут гарантий. Поставщики хотят закрепить в договорах даты первого заказа
17:46 18 января↓ Ритейлер «Дикси» за год закрыл 127 магазинов
14:24 Россия никогда не будет производить ГМО-продукцию, уверен Ткачев
14:08 Д.Медведев. Россия может занять до четверти мирового рынка органических продуктов
11:29 В законопроекте о запрете возврата продтоваров учтены мнения предпринимателей
21:37 17 января↓ Д.Медведев назвал изъятие неиспользуемых сельхозземель крайней, но реальной мерой
21:28 Минсельхоз подготовил 4 законопроекта по совершенствованию оборота сельхозземель
20:45 Вспышки АЧС выявлены в Краснодарском крае и Крыму
13:17 Российский объем экспорта сельхозпродукции достиг $20 млрд
12:30 Минздрав отрицает использование формулировки «вредные продукты» в новой стратегии
13:24 16 января↓ Новый ГОСТ для водки может вступить в силу в 2019 году
13:15 Яровая внесла в Госдуму законопроект о запрете возврата нереализованных продуктов
12:28 Эксперты Роскачества развеяли миф о тотальной подделке кефира
11:02 Россия в 2017 г. увеличила производство водки на 9%
10:53 Борьба за здоровые продукты угрожает российским товарам
12:28 15 января↓ В России стартовал эксперимент по маркировке табачных изделий

Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:
«Пока преждевременно говорить о системном кризисе развития отрасли, но мы приближаемся к нему»

9 октября 2013 в 8:14
korbut

Правительство внесло проект федерального бюджета на 2014 год и на последующие 2 года. В принципе, с учетом усиления проблем экономики России, все было ожидаемо – Правительство исполнило свои обещания, и расходы на реализацию Госпрограммы были незначительно, всего на 0,6%, сокращены по сравнению с паспортом Госпрограммы. И стоит поблагодарить всех, кто был к этому причастен за проявленную, в крайне сложных экономических условиях, ответственность и понимание проблем отрасли.

Но, как известно у нас все «не по паспорту, а по …». Если общий объем финансирования по Госпрограмме в 2013 году составил 199,2 млрд рублей (это с учетом добавленных 40,9 млрд рублей), то на 2014 год запланировано 167,8 млрд рублей (плюс к паспорту Госпрограммы на 5,8 млрд рублей), то есть на 32 млрд рублей меньше уровня прошлого года. Стоит признать, что, в принципе, все понятно: в прошлом году дали деньги на компенсацию кормов, а в нынешнем году – нет. Урожай-то неплохой, и в такой поддержке, хотя денег мало не бывает, животноводство объективно не нуждается.

Но! Там еще были 10 млрд рублей дополнительно на погектарные выплаты, чтобы хоть как-то сблизить уровни поддержки 2013 года. И эта проблема никуда не делась, хотя Николай Федоров заявил, что эти средства не будут уменьшены. Также ничего не изменилось с потребностью доступа к краткосрочным субсидированным кредитам, а задача недофинансирования субсидий по инвестиционным кредитам вообще «неожиданно» выросла до 22 млрд рублей.

В итоге финансирование программ по растениеводству по сравнению с прошлым годом уменьшается с 67,5 млрд рублей в 2013 году до 39,3 млрд рублей в 2014 году. Только вот проблемы растениеводства никуда не делись, а в условиях, когда озимый сев объективно не будет проведен на площади 16,4 млн га и потребуется расширение ярового клина, они лишь обострятся.

В результате по факту сокращение финансирования по подпрограмме Растениеводство ожидается более чем на 10% даже по сравнению с паспортом Госпрограммы. Кстати, по мясному животноводству поддержка составит 6,7 млрд рублей — тоже сократили, но только на 5%.

В принципе, у меня нет сомнений, что создание новой подотрасли в национальном сельском хозяйстве — дело хорошее и правильное, только вот как бы при этом не потерять другие направления. Да и стоит напомнить, мраморная говядина — продукт прекрасный, только вот стоит она, отечественная, раз в 7 дороже, чем мясо птицы.

Кстати, такое соотношение в целом вполне реалистично, и не говорит о каких особых аппетитах производителей. Продукт премиум-класса должен по определению стоить дорого, а, значит, для широких кругов населения она, скромно говоря, не очень доступна и не слишком актуальна.

В 2015 году расходы на реализацию государственной программы запланированы в объеме 165,7 млрд рублей, в 2016 году — в объеме 160,4 млрд рублей. То есть, по сравнению с объемами, утвержденными на 2015 и 2016 годы в паспорте государственной программы, сокращение в 2015 году составит 9 757,0 млн рублей, в 2016 году- 25 555,6 млн рублей, что обосновывается общей политикой сокращение бюджетных ассигнований при формировании федерального бюджета на 2014-2016 годы.

Так что отрасль ждет реальное сокращение масштабов бюджетной поддержки, которое, в первую очередь, приведет к снижению инвестиционной активности — средства поддержки будут направляться на решение текущих задач и субсидирование ранее выданных кредитов, а формирование прорывных направлений не сможет получить должной поддержки. Так что бюджет развития как-то не очень получается!

Вместе с тем, стоит признать, что масштабы господдержки достаточно существенны, но проблема в том, что при существующих подходах «преемственности» она «размазывается тонким слоем» по всем, или почти всем сельхозпроизводителям. А при таком подходе все вроде справедливо, только решить задачу развития при этом, мягко говоря, проблематично.

К тому же ситуация в отрасли радикально изменилась. Нарастают кризисные явления: кредиторская задолженность уже превышает все разумные масштабы. Надо признать, что провалилась программа финансового оздоровления – за 10 лет его прошли около 1000 организаций из 12000 подавших заявки. Ситуация в молочном животноводстве устойчиво ухудшается. Впервые за многие годы у нас одновременно сокращается и поголовье КРС, и надои, а, значит, и производство молока.

Сложилась абсурдная ситуация — сельхозпроизводитель из года в год (если не смотреть климатически критичных периодов) получает практически один и тот же валовой доход – то есть стимулов к производству и повышению конкурентоспособности просто нет! Сокращением застрахованных площадей крестьяне «проголосовали» по программе страхования с господдержкой, но посылов к ее модернизации со стороны власти пока не видно.

Реального роста производительности по отрасли нет, она, как и рентабельность, маятником качается около среднего значения – то вверх, то вниз. Да и вообще, рентабельность сельхоздеятельности с уровнем 1,5% без учета субсидий не позволяет развиваться. Несомненно, есть группа высокоэффективных предприятий в любой из подотраслей, но есть устойчиво неэффективные, которые потребляют ресурсы, получают субсидии, но реального роста не обеспечивают, просто выживая без особых перспектив. А это уже зона экономической депрессии.

Наверное, пока преждевременно говорить о системном кризисе развития отрасли, но то, что мы приближаемся к нему, представляется вполне очевидным. Хотя очень этого не хочется, учитывая, как много доброго и полезного сделано в сельском хозяйстве и для сельского хозяйства за последние годы.

Любой кризис имеет важную позитивную роль – он вынуждает искать решения, а стандартных решений в этой ситуации быть не может. Тем более, что «залить» кризис бюджетными деньгами на этот раз уже не удастся!

Полагаю, что в ходе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме позитивные корректировки в вопросах поддержки сельского хозяйства будут проведены. Но вопрос не в нескольких миллиардах (хотя и это будет хорошо), а в изменении вектора аграрной политики, в отказе от не оправдывающих себя инструментов государственного регулирования.

Однако предложения большей части отраслевых союзов о необходимости изменения подходов к реализации Госпрограммы, несмотря на заявления о готовности к ее корректировке и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, не находят поддержки и не стали базой для широкого публичного обсуждения. Даже нет позиции, почему те или иные предложения не могут быть приняты!

К тому же вполне очевидно, что «регулировать, то, что не измеряется» невозможно. Но вот индикаторы Госпрограммы не отвечают на поставленные задачи — повышение конкурентоспособности, модернизация, инновации. Используемые индикаторы в большей части пришли еще из дореформенного прошлого, когда основой было валовое производство, и показатель должен был обосновать правильность расходования бюджетных средств. Но нельзя мерить инновации количеством проектов, а модернизацию числом тракторов!

Необходимо «заточить» весь инструментарий Госпрограммы именно под задачи достижения конкурентоспособности, а значит — изменить подходы к погектарным выплатам, увязав их с масштабами затрат хозяйства на производство продукции, перейти к рациональной взаимоприемлемой для крестьян и страховых компаний системе страхования, отказаться от единого сельхозналога, который сегодня уже не решает ставившихся ранее задач.

Наверное, пришло время открыто признать, что в отрасли есть нежизнеспособные хозяйства, и поддерживать их функционирование просто нерационально. А, значит, надо разработать механизмы их поглощений эффективными собственниками, решив одновременно задачи трудоустройства и альтернативной занятости сельских жителей. Должна быть резко усилена роль Минсельхоза России в выработке рекомендаций по размещению производительных сил и новых производств исходя из логики конкурентоспособности и рациональности, а не пожеланий регионов, в разработке модельных нормативных актов для регионов, творчество которых зачастую вызывает «восторг».

Это лишь некоторые фрагменты направлений работы, и они могут быть и дополнены и сокращены. Истина в последней инстанции — это практический результат сельхоздеятельности, доход хозяйств. Сегодня как никогда требуется ответственная, неэмоциональная оценка приоритетов и направлений развития, которая должна быть дана в ходе публичной дискуссии с участием власти, научного и бизнес сообщества.

Только так аграрный бюджет может стать бюджетом развития.

Много денег на поддержку АПК не бывает. Чем больше отрасль получит, тем лучше. И нам всем стоит над этим поработать. Полагаю, что государство деньги найдет, если будет ясная программа и четкий ответ: какой результат будет получен от вложения этих средств в АПК.

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

10:09 13 ноября↓ Рекордный урожай пшеницы в России угрожает американским фермерам
17:29 17 октября↓ Мнение. Монополизация мирового агропрома приняла угрожающие размеры
09:43 Приморский фермер подозревается в хищении субсидии в 14,6 млн рублей
21:57 3 октября↓ Росстат представил предварительные итоги второй сельхозпереписи
20:06 28 сентября↓ Американские фермеры обвинили биотехнологические компании в гибели части урожая
13:32 27 сентября↓ Законопроекты Минпромторга упростят организацию розничных рынков
00:42 31 августа↓ Фермерам возместят до 50% затрат на продвижение продукции…
23:59 30 августа↓ В Челябинской области появятся круглогодичные социальные ярмарки
21:19 7 августа↓ «Сыр варить — не колбасу крутить»: сложности и радости российских фермеров
08:13 3 августа↓ Минэкономразвития против ужесточения санитарных требований к торговле
20 апреля
elena-skrynnik

Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, в этом уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики.

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]