Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Не остаться в проигрыше: ростовские предприниматели борются с последствиями санкций

5 сентября 2014 в 6:40
418384[1]
Введение запрета на ввоз в страну продуктов зарубежного производства отнюдь не принесло внезапного расцвета местным российским производителям. Новые условия работы для бизнеса, скорее, наоборот, лишь обнажили проблемы. Долю влияния запрещенного импорта на потребительском рынке Ростовской области нельзя назвать весомой. Однако представители части продовольственного сектора паникуют: за несколько месяцев цены на сырье поднялись в два раза.
Местные производители пытаются сохранить рентабельность, повышая стоимость на готовую продукцию. В свою очередь региональные и федеральные власти включают все возможные ресурсы, чтобы сдержать рост цен.

Некоторые эксперты предлагают не вмешиваться в процесс, дескать, рынок отрегулирует все сам. Ростовские предприниматели и власть попытались разрешить ситуацию посредством диалога. О том, какие механизмы стороны готовы задействовать, чтобы исключить кризис на местном потребительском рынке, – в материале «ФедералПресс.Юг».

Значимая доля импорта

В среду, 3 сентября, в Торгово-промышленной палате Ростовской области прошла встреча представителей правительства региона и бизнес-сообщества. Ключевой темой стал вопрос развития импортозамещающей продукции. Замминистра экономического развития области Владислав Есин привел весьма показательные цифры. По его словам, доля импортных товаров в регионе, относящихся к запрещенным из-за санкций, составляет всего 7,8 %. В абсолютных цифрах это приблизительно 170 миллионов долларов. Такой объем может показаться не столь весомым для региона, однако влияние эта незначительная доля поставок товаров оказала колоссальное на всю экономику области.

Несмотря на постоянный мониторинг цен и усиленную работу антимонопольного ведомства, сдержать рост стоимости продукции не удается. Решить одной только политической волей этот вопрос сегодня невозможно.

«По поручению губернатора завершена разработка дорожной карты предприятий, производящих импортозамещающую продукцию. Эту работу мы начали заблаговременно, так как понимали, что нынешних событий не избежать. Сегодня нам нужна обратная связь. Важно как можно быстрее понять, какие меры по поддержке бизнеса лучше предпринимать. Сейчас правительство предлагает субсидирование. Однако эта помощь оказывается всем предпринимателям. Но, вероятно, имеет смысл направить отдельную финансовую поддержку адресно для конкретной отрасли и для определенных производителей товаров», – рассказал Есин.

При этом он подчеркнул, что импортозамещение не может стать самоцелью. Необходимо рассматривать дальнейшие возможности экспортировать произведенный товар. «Ведь конечная цель – сделать товар более конкурентоспособным и вывести его на рынок», – добавил замминистра. Однако до того, как выйти на рынок экспорта, ростовским производителям придется пережить несколько лет «лихорадки». И, как подчеркнули эксперты, выстоять смогут только те, кто крепко стоит на ногах.

Попали в зону риска

Как пояснили участники рынка, за два месяца цены на мясо-сырье выросли на 30–40 %, на молоко-сырье – на 40–50 %. В самой тяжелой ситуации оказался сектор мясопроизводства и мясопереработки. Сегодня, когда уже нет возможности ввозить зарубежное сырье, отечественному производителю намекают на то, что неплохо было бы производить больше собственного мяса и мяса-сырья. Ясно, что в одночасье заменить импортное сырье отечественным не получится, на строительство новых площадок требуется минимум два года. Однако участники рынка поясняют и другой момент. До введения санкций большинство производителей закупало зарубежное сырье, прежде всего в силу экономической выгоды, так как содержать собственное производство было крайне сложно. И сегодня с введением санкций проблема содержания собственных хозяйств сама собой не исчезла.

«У нас есть свои крупные свиноводческие комплексы. Мы входим в пятерку крупнейших производителей свинины. Однако прошлый год был закрыт с убытком. Соответственно, сегодня наращивать мощности – экономически необоснованный шаг. Если свиноводство сковывалось в прошлом году, что поменялось сейчас?» – задается вопросом генеральный директор ООО «Группа Агроком» Сергей Сапотницкий.

Позицию эксперта поддержал и топ-менеджер ростовского мясного перерабатывающего комплекса «Виктория» Александр Морош. По мнению специалиста, ситуацию со свининой регион проиграл. Из-за угрозы АЧС инвестировать средства в строительство новых свиноводческих комплексов никто не рискнет. «Более того, большинство недавно построенных свинарников сегодня до сих пор не запущено. Ростовская область попала в зону риска. Любой инвестор из-за АЧС задумается, а стоит ли вкладывать средства. У нас среди крупных производителей реальным поставщиком может выступать только ЗАО «Русская свинина» Вадима Варшавского», – пояснил специалист. На то, чтобы урегулировать ситуацию, потребуется еще несколько лет. По мнению эксперта, в этом смысле более приоритетным для области должно стать развитие скотоводства.

Кроме того, санкции на поставки мяса-сырья говядины повлияли и на птицеводческую отрасль. Цены на сырье в этом секторе также подскочили на 30 %. «Не спасает даже то, что производитель имеет долгосрочные контракты с поставщиком сырья, определенную степень влияния. Но рост реально происходит. Хотя теоретически для производителей птицы ситуация из-за санкций никак не должна была измениться. Комбикорма не дорожают – область в этом году собрала рекордный урожай зерновых. При этом цена на дистанции в два месяца увеличивается на 30 %. То есть это реальная маржа или, другими словами, счастье, которое свалилось на производителя», – прояснил ситуацию Сергей Сапотницкий.

Возможность поднять цену на мясо птицы производители усматривают в резко возросшем спросе среди потребителей. Так как, в частности, курятина всегда считалась «социальным» мясом. Однако при таких темпах роста цен значительная часть населения будет вынуждена существенно сократить объем потребления курятины. «По поводу роста цен на куриное мясо мы обращаемся в УФАС. Но в этой ситуации Ростовская область – регион не уникальный, – отметил директор департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов. – Здесь действительно срабатывают законы рыночной экономики».

«Спасибо Путину за дешевый сыр»

К сожалению, эту фразу произносят не русские потребители, а финские. Участники дискуссии рассказали, что финский концерн Valio, молочная продукция которого попала под российские санкции, внутри страны вынуждена продавать 250 грамм сыра за 0,9 евро. К сожалению, у нас санкции повлияли на рынок иначе. Представители бизнеса подчеркивают, что в молочной отрасли ситуация как минимум не лучше, чем в мясоперерабатывающей. «В прошлом году мы пережили жесточайший кризис. Сегодня ситуация с нехваткой молока-сырья близка к катастрофической. У нас нет надежды, что что-то принципиальным образом поменяется в ближайшее время. И мы уже смирились с тем, что часть сырья приходится закупать и в странах ближнего зарубежья, например, в Белоруссии», – рассказал директор по маркетингу и продажам ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев.

В этой ситуации игроки рынка предлагают либо остановить рост цен на сырье политической волей, либо развивать механизмы закупки сырья за рубежом, или же находить способы поддержки местного товаропроизводителя. Однако региональные власти проблем с молочной отраслью не наблюдают. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константина Рачаловского, по итогам их еженедельного мониторинга роста цен на молоко и молочные продукты в регионе не зафиксировано. «Отпускная цена сельхозпроизводителей на молоко составляет 18 рублей», – пояснил министр. Однако с этими данными не согласились сами участники рынка: по их подсчетам, стоимость молока от сельхозпроизводителей уже равна 21 рублю за литр.

«Дабы сохранить рентабельность, мы вынуждены повышать цену на готовую продукцию. Плюс к этому 5–10 % роста цены складывается из-за ежегодного сезонного роста, который обычно приходится на август – октябрь», – пояснил Денис Афанасьев.

Как отметил Андрей Иванов, региональный переработчик оказался зажат между поставщиками сырья и торговыми сетями. С одной стороны, они вынуждены повышать цены на продукцию, чтобы сохранить рентабельность производства, с другой стороны, найти общий язык с торговыми сетями. «Согласовать изменение цен с крупными сетями достаточно сложно. Так как последние в нынешних условиях поклялись перед Минпромторгом РФ, что не допустят повышения цен. Гораздо проще договориться с местными сетями. А зачастую производитель даже может себе позволить просто поставить их перед фактов. Что, в свою очередь, отражается на конкурентном поле между сетями: местные заведомо начнут проигрывать в конкурентной борьбе перед федеральными сетями», – завершил ценовую цепочку директор департамента.

Кто захочет остаться дома?

В этом споре Иванов отметил, что самым действенным способом регулирования цен в экономике является насыщение рынка товарами. И именно этот вопрос стал ключевым в позиции ростовских производителей и переработчиков, так как большинство из них не заинтересованы реализовывать основную часть произведенного товара в домашнем регионе. Сегодня гораздо выгоднее поставлять продукцию в столичные регионы – Санкт-Петербург и Москву.

По данным минсельхоза Ростовской области, по объему выращиваемых овощей регион покрывает свои потребности. Из 580 тысяч тонн, ежегодно необходимых для потребления жителям региона, область производит 600 тысяч тонн. «Однако если рассмотреть структуру их реализации, то основная их часть вывозится в другие регионы в ранний период. И зимой вынуждены завозить турецкие овощи. Исправить эту ситуацию можно, увеличив в регионе количество тепличных комплексов. Пока на повестке у нас шесть новых теплиц. Если мы сможем реализовать их в ближайшие два года, то сможем добавить еще 80 тысяч тонн «зимних» овощей», – прокомментировал Рачаловский.

Оптимистический сценарий поддержала и помощник руководителя тепличного комбината «Ростовский» Елена Борисова. «Наш инвестпроект стартовал в июле этого года. Площадь тепличного комплекса составляет более 16,5 га. И только сейчас мы выходим на цикл первой производственной мощности. Урожай сможем собрать летом 2015 года. Однако по бизнес-плану в Ростовской области мы планируем заместить 30 % импорта, это около 10 тысяч тонн овощной продукции в год. При этом ценовая политика выстраивается так, что стоимость наших овощей в 2,5 раза ниже, чем импортных», – рассказал представитель тепличного комбината.

Однако некоторые эксперты считают такие планы нереалистичными. Даже с такой политикой полномасштабно оставить продукцию в регионе не удастся. «Коллега дает очень амбициозные планы. Наш тепличный комплекс «АПК XXI век», входящий в «Группу Агроком», уже три года занимается выращиванием овощей. Могу сказать, что турецкие помидоры ростовским тепличным хозяйствам вряд ли удастся победить. И эта миграция неизбежна. Все, что выращивается здесь у нас, экономически выгодно везти на рынок Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, безусловно, сами потом находимся под давлением турецкого потока», – высказался Сапотницкий.

Схожая ситуация складывает и с рыбой. Основным рынком сбыта для этого товара также являются столичные регионы. По словам директора ассоциации «Большая рыба» Александра Ершова, выгода налицо: если за килограмм карпа в Ростовской области предлагают 170 рублей, то в Москве товар можно реализовать за 240 рублей. И все же, как подчеркнул начальник управления рыбного хозяйства донского министерства природных ресурсов и экологии Юрий Туров, столько критической ситуации, как в других продовольственных секторах, в рыбной отрасли не предвидится. «Но нужно обратить внимание на организацию доставки рыбы-сырца с Дальнего Востока. И в первую очередь решить вопрос с масштабными транспортными расходами», – отметил Туров.

Одних субсидий мало

Как отмечают эксперты, чтобы удержать домашнюю продукцию у себя в регионе, одних субсидий и дополнительного финансирования недостаточно. Так, по мнению вице-президента областной ТПП Светланы Абдулазизовой, возникшие условия требуют от производителей абсолютно нового подхода в вопросах переработки, хранения и логистики. Увеличившийся спрос в регионе должен стимулировать компании на то, чтобы товар реализовывался на местном уровне. Однако сегодня в области существуют проблемы и с перерабатывающим сектором. Министр сельского хозяйства Константин Рачаловский привел достаточно показательный пример. Так, большая часть крупного рогатого скота, выращиваемого на севере региона, в итоге вывозится за его пределы в живом виде, так как на Дону нет необходимых условий, чтобы развивать скот и производить первичную переработку.

Такая же ситуация – с развитием молочного животноводства. Области необходимо развивать целые комплексы по производству молока. «Тем более что мы планируем субсидировать не только процентную ставку, но и затраты на строительство, а также приобретение поголовья», – добавил министр.

«Сегодня мы переживаем проверку на прочность, в первую очередь, нашей перерабатывающей промышленности. У нас есть все, чтобы производить, но зачастую мы не знаем, как донести товар до потребителя в том формате, к которому он приучен. Мы привыкли оперировать объемами. Но товар нужно расфасовать и развести. И с этим у региона очень много проблем. Именно в этом заключается проверка на прочность всей нашей товаропроизводящей цепочки, очень сложной, состоящей из семи и более звеньев», – подытожил директор департамента потребительского рынка Андрей Иванов.

 

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.