|
Более половины расходов россиян приходятся на еду и услуги
22 февраля 2017 в 0:06
Более трети своих расходов среднестатистический житель России тратит на продукты, тогда как европеец — в два раза меньше. В 2016 году потребительская активность россиян снизилась на 5%, а из всех продуктов увеличилось потребление лишь самых дешевых — картошки, лука, капусты и моркови. Это означает, что личная инфляция граждан заметно выше, чем «средняя температура по больнице», которую считает Росстат.
Доля расходов на продукты питания в бюджете семей традиционно является одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни у населения, передает gazeta.ru. В западных странах этот показатель составляет не более 15% от общих затрат, остальное люди могут потратить на одежду, образование и развлечения. В менее богатых странах людям приходится тратить на еду почти половину от всех своих расходов (40–50%).
Режим экономии
В России за последние три года доля продуктов питания и безалкогольных напитков в корзине товаров и услуг увеличилась на 3 п.п., до 30,8%. Еще четверть потребительских расходов населения (26,3%) составляет оплата услуг, 11% — счета по услугам ЖКХ, говорится в февральском мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ).
Зато россияне стали экономить на одежде и обуви.
Эта статья расходов сократилась с 10,7% в 2010 году до 9,5% в 2015–2016-м. Затраты населения на алкогольные напитки снизились c 5,4% в 2012 году до 4,7% в 2015–2016 годах, что может быть вызвано ростом акцизных ставок на алкоголь.
Наиболее чувствительными к кризису оказались расходы населения на транспорт, подсчитали в РАНХиГС. Покупка легковых автомобилей занимала в расходах россиян 5,4% в 2010 году, затем возросла до 7,6% в 2013–2014 годах, после чего пошла на спад, достигнув в 2016 году 6%. При этом расходы населения на автомобильный бензин постоянно увеличивались — с 2,5% в 2010-м до 3,4% в 2016-м.
«То, что треть расходов россиян идет на продовольствие, соответствует среднемировому тренду. Хотя в странах Евросоюза этот процент меньше, в среднем 17%, зачастую это связано с более дорогими услугами, такими как ЖКХ, транспорт, а также большим кредитным бременем», — полагает эксперт РАНХиГС Владислав Гинько.
Без сладкого жить горько
С 2014 года прожиточный минимум в России равняется удвоенной сумме минимального набора продуктов питания. В третьем квартале 2016 года прожиточный минимум по стране увеличился относительно аналогичного периода 2015 года на 2,2%.
В свою очередь, индекс потребительских цен (ИПЦ) — один из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, с октября 2015 года по сентябрь 2016 года возрос на 6,4%.
Однако, как выяснили в РАНХиГС, составы двух продуктовых наборов — для расчета инфляции и для исчисления прожиточного минимума — значительно отличаются. Например, если в минимальном наборе питания в январе 2017 года хлеб, крупы и макаронные изделия занимали 23,4%, то в потребительских расходах на продукты — всего 8,5%.
Доля расходов на мясо в минимальном наборе питания — 18,6% против 30,7%, а расходы на молочные продукты — 22,3% против 13,8% соответственно.
Затраты на чай, кофе и сладости не предусмотрены в минимальном наборе питания вообще, но в графе реальных расходов на продукты они заняли в сумме 12,3% в 2016 году. Столько же в потребительских расходах россиян занимают овощи — 12,6%.
«При рекордно низкой инфляции реальные располагаемые доходы населения за 2016 год снизились на 5,9%. Этим и объясняется рост доли расходов на продукты питания.
В общем, есть больше не стали», — иронизирует член Торгово-промышленной палаты России Анна Вовк.
Вырезаем купоны, скупаем капусту
Совокупность экономических факторов, таких как продовольственное эмбарго, рост курса валют и снижение реальных доходов, привела к росту цен и переключению россиян на самые дешевые продукты — хлеб, крупы и овощи. Это привело к тому, что, как сообщил на прошлой неделе президент Владимир Путин, инфляция в России в феврале установила рекорд — 4,7%.
Например, в 2016 году россияне могли купить на 25–28% больше картофеля, капусты, лука, моркови, чем в 2015-м. На 7% больше можно было приобрести свинины, на 4% — курятины. Обратный эффект затронул масло подсолнечное, маргарин, чай, масло сливочное (от -7 до -12%).
Снизилась покупательная способность населения относительно рыбы, хлеба, молочных продуктов (от -4 до -6%).
«Начиная с осени 2014 года все, кто связан с розничной торговлей, особенно в продовольствии, отмечают перекос потребительского спроса в сторону самых дешевых товаров», — рассказал эксперт РАНХиГС Сергей Хестанов.
По его словам, индикатор потребительской активности в 2016 году показал спад в минус 5%. «Это довольно большой показатель, то есть, с точки зрения граждан, спад продолжается», — пояснил экономист.
У россиян сохраняются высокие инфляционные ожидания, соглашается Владислав Гинько.
«Общаясь с представителями торговых сетей, мы видим, что резко возросло количество людей, которые покупают чуть ли не всю свою продовольственную корзину, ориентируясь только на специальные цены и акции», — рассказал он.
ПродMag
Читайте также:
|
|