|
Что мешает бороться с некачественными продуктами в России
30 ноября 2017 в 14:17
России необходимо создать единый реестр качества продуктов питания и устранить пробелы в контроле за их безопасностью, считают опрошенные «Российской газетой» специалисты и эксперты.
Вскрытая угроза
Официальной статистики, сколько людей в год страдают от некачественных продуктов, нет. Есть экспертные подсчеты, которые ошеломляют — в России от пищевых отравлений ежегодно страдают до 40 миллионов человек. На сайте Общенациональной ассоциации генетической безопасности говорится о каждом третьем жителе развитых стран. И что «по своей значимости эта проблема из области медицины давно перешла в сферу продуктовой безопасности», пишет rg.ru.
В Россельхознадзоре необходимость перемен на рынке продовольствия конкретизировали: «Выявляется много фальсификата. Но ирония заключается в том, что Россельхознадзор имеет возможность лишь приостановить вывоз такой продукции из России в страны Таможенного союза, но предотвратить ее оборот внутри страны не может».
«Нужно создать единый информационный центр, где будут собирать результаты проверок и надзорных мероприятий всех государственных организаций и органов. Было бы логично это сделать на базе Роспотребнадзора», — отмечает директор экспертного департамента Росконтроля Максим Рудаков.
Роспотребнадзор проверяет продукты питания уже на полках магазинов. За 9 месяцев этого года по результатам проведенных надзорных мероприятий снято с реализации более 106 тонн молока и молочных продуктов, 513 тонн плодоовощной продукции, забраковано 44 тонны мясной продукции, рассказали в Роспотребнадзоре. Перечень продуктов, не соответствующих установленным требованиям, регулярно публикуется на специальном ресурсе. Но опасных продуктов на полках еще много. Кстати, более 80 процентов нарушений приходится на импортную плодоовощную продукцию.
Брак по расчету
Нарушение требований безопасности — только вершина айсберга. Действующим законодательством сегодня устанавливается лишь соответствие продуктов нормам безопасности, поясняют эксперты, а понятие качества вообще не определено.
Ради удешевления продуктов производители идут на различные ухищрения. В результате на полках магазинов масса продуктов с различными добавками и заменителями. По закону безопасно, а фактически — пищевой мусор. «Например, маркировать ГМО-продукцию необходимо, только если ее доля в компоненте превышает 0,9 процента», — говорит руководитель юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий.
Потребители и сами понимают, что не все продукты одинаково полезны, и стараются избегать различных добавок и заменителей. «Наши люди теперь внимательно смотрят на этикетки», — говорит директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида. Но и здесь невозможно уберечься от обмана.
На этикетке продукта может быть написано, что консервантов нет, а они на самом деле есть
Во-первых, эксперты говорят об информационной фальсификации. На этикетке продукта может быть написано, что консервантов нет, а они на самом деле есть. Например, часто сухофрукты обрабатывают диоксидом серы. Обойтись без этого нельзя, так как за время транспортировки продукт может испортиться, но многие поставщики не указывают наличие этого ингредиента, чтобы не пугать людей. Между тем онможет вызвать аллергию.
Второй вариант фальсификаций связан с изменением состава основного продукта. Самые широкие манипуляции, рассказывают эксперты, проводятся с колбасой. Раньше для того, чтобы соответствовать ГОСТУ, скажем по количеству белка, в колбасу добавляли сою. Сейчас и этот заменитель стал дорогим. Теперь на этикетке указано «животный белок», но не расписано, что это значит. «Это коллагеновый белок. Он действительно имеет животное происхождение, но гораздо дешевле, делается фактически из отходов мясного производства и имеет нулевую пищевую ценность. Даже соевый белок гораздо полезнее», — указывает Максим Рудаков.
Кто защитит от подделок
Рынок насыщен продуктами питания, пришло время подумать об их качестве, указывают эксперты. Нужно обеспечить безопасность продуктов, а потребителю представить полную информацию для совершения осознанного выбора.
Самому потребителю разобраться в обилии еды сложно. Поэтому вся информация о продуктах питания должна быть доступна на едином ресурсе.
В 2016 году в России приняли Стратегию повышения качества пищевой продукции в России до 2030 года. Предполагается расширить перечень показателей безопасности продуктов, обосновать нормативы содержания добавок и заменителей.
Как уже писала «РГ», сейчас ведется разработка плана реализации стратегии. Одним из механизмов управления качеством продуктов станет их маркировка. В пилотном варианте запустить систему планируется уже в следующем году. Будет применяться принцип «светофора». Во многих странах на этикетку выносится цветовую индикацию, которая позволяет потребителю очень быстро сориентироваться в продукте. Так, продукты с повышенным содержанием соли, сахара и жиров помечаются красным цветом, с умеренным — желтым, низким — зеленым. Есть страны, использующие черный кружок на том продукте, что явно может быть вредным, пояснили в Роспотребнадзоре. Кроме того, говорят эксперты, стоит детально регламентировать информацию, которую производитель должен указывать на этикетке, вплоть до размера шрифта. Порой текст на банке просто невозможно прочесть.
В конечном итоге выбор все равно останется за самим потребителем. «В конкретной ситуации, если покупатель сталкивается с ненадлежащим качеством продукта и это очевидно, у него есть все возможности защитить свои интересы. Стоит возвращаться в магазин, предъявлять претензию. В соответствии с законом покупателю обязаны вернуть деньги или заменить некачественный товар. Но многие предпочитают просто не связываться», — говорит Антон Недзвецкий.
ПродMag
Читайте также:
|
|