Александр Дерюгин, заместитель директора Центра фискальной политики: Богатые могут стать богаче, а бедные — беднее
6 сентября 2012 в 12:40
Подход Минсельхоза к реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и на 2013-2020 годы может законсервировать ситуацию, когда субсидии легко получить богатым регионам, но почти невозможно – бедным областям, республикам и краям. Об этом предупреждает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
На днях министр сельского хозяйства Николай Федоров обратился к руководителям регионов с посланием, в котором названы позиции, принципиальные для ведомства при принятии решения о выдаче субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестиционные проекты, субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства и т.д.
Рачительность Минсельхоз объясняет неблагоприятной ситуацией в мировой экономике. В послании говориться, что господдержка аграрной отрасли должна опираться на комплексное планирование сельских территорий, наличие инфраструктуры, реструктуризация социальной инфраструктуры села (малокомплектных школ, фельдшерско-акушерских пунктов и т.д.). Предпочтение будет отдаваться регионам, которые готовы предоставлять сельским работникам жилье, и вообще «строящим более амбициозные планы по созданию современной сельской инфраструктуры на территории всего региона в целом».
Эксперт по управлению государственными финансами, руководящий направлением «Межбюджетные отношения», в беседе с нашим изданием отметил, что подход Минсельхоза – не новость, раздача субсидий и в настоящее время часто строится на том, сколько регион сам готов вложить в ту или иную отрасль.
Александр Дерюгин: Ситуация такая: есть у региона деньги — ему будет отдаваться предпочтение. Поэтому есть опасность того, что будет законсервирована текущая ситуация, когда богатые регионы становятся богаче, а бедные — еще беднее. Проблема в том, что предоставление субсидии всегда увязано с необходимостью софинансирования. Если мы говорим о возможностях, то у богатых регионов есть сумма, которой они могут без ущерба для первоочередных расходов распоряжаться, перебрасывать деньги на строительство дорог или развитие села. У бедных руки связаны, у них, по сути, смета, а не бюджет, поскольку все финансируется на минимально возможном уровне, и отступить от сложившейся структуры бюджетных расходов они не могут – это приведет к невыплатам зарплат и прочим неприятным последствиям. А Минсельхоз будет учитывать, насколько субъект бросает средства на развитие сельского хозяйства. И раз у регионов не одинаковые финансовые возможности, помощь получат более богатые регионы.
Я не знаю, как эта проблема будет решаться: у нас после выравнивания бюджетной обеспеченности сохраняется высокая дифференциация доходов регионов, в расчете на одного жителя разница достигает 5-6 раз! И та же проблема останется, если один регион может отвлечь деньги от других задач и отправить их на развитие села и в итоге получить субсидии. Ведь Минсельхоз обязывает их к тому, что должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие сельских территорий.
Впрочем, регионы никто ничего не обязывает делать: не хочется - не бери. Субсидия — не обязательный трансферт. В письме Минсельхоза говорится, что ради повышения стимулов для расширения собственной доходной базы региональных бюджетов будет учитываться степень консолидации регионами финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства. Но расширение доходной базы – сильно сказано, финансовая отдача сельского хозяйства в бюджет – минимальная. Таким образом, чем больше регион будет развивать сельскую инфраструктуру в ущерб другим отраслям экономики, тем, напротив, его общая доходная база может сократиться.
Читайте также:
|