Аркадий Злочевский, Президент Российского зернового союза: «Надеемся, что при реформе торгпредств интересы российских экспортеров продовольствия будут учтены»
6 ноября 2012 в 9:25
Произвести революцию в работе торгпредств намерен министр экономического развития Андрей Белоусов. На коллегии МЭР он сообщил, что от чисто аналитической деятельности торговые представительства России за рубежом перейдут к активной поддержке экспорта отечественных товаров.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский еще несколько лет назад говорил о том, что роль российских торгпредств в изменившихся экономических условиях должна стать иной, что они обязаны практически помогать бизнесу развивать экспорт всего того, чем теоретически можно заинтересовать покупателей на мировых рынках.
И вот, наконец, появились сообщения о том, что российское торговое представительство в Китае намерено помочь российским зерновикам покорить этот емкий рынок. Впрочем, эксперты, и в том числе Аркадий Злочевский, осторожно оценивают перспективы нашего зерна именно на китайском рынке.
Аркадий Злочевский: Торгпредства у нас, действительно, не очень правильно распределены с точки зрения географии. Они расположены в одних регионах мира, а внешнеторговые интересы России – в других.
И по функционалу торговые представительства нацелены лишь на фиксацию протекающих процессов — еще с советских времен. Нечего особенно было экспортировать из СССР, поэтому торгпредства выполняли и выполняют до сих пор работу по подготовке аналитических справок. И затем сбрасывают их в Минэко, не более того. Продвижением товаров они никогда не занимались и пока не занимаются.
Соответственно, для того, чтобы получить положительный эффект, необходимо иначе распределить торгпредства по миру и озадачить их освоением новых, перспективных с точки зрения российских экспортных возможностей рынков.
Торгпредства должны трудиться над поиском партнеров для российских бизнесменов. Американцы, между прочим, на бюджетные средства по всему миру находят мукомольные и комбикормовые предприятия, заинтересованные в покупке зерна, устраивают для них семинары, показывают образцы товара и учат с ними работать. И вот эта информационно-учебная работа – очень эффективное средство продвижения американского зерна на мировой рынок. Нашим торгпредствам есть, чему у них поучиться.
Это – в целом. А вот в отношении конкретно китайского рынка зерна и эффективности продвижения на нем наших товаров у меня есть определенный скепсис.
В производстве кукурузы, которая нужна китайцам, мы не очень сильны. Наша пшеница им вскоре тоже будет не нужна. Они и так производят ее очень много – 120 миллионов тонн в год. И у них есть серьезные планы по наращиванию производства.
В 2015 году по решению партии и правительства они обещают начать товарное производство генно-модифицированной пшеницы. Этого не делает еще никто в мире. Если у них получится, наша пшеница им точно нужна не будет.
Остается соя. Но сейчас у них перепроизводство этой культуры. И пока происходит обратный процесс – китайские генно-модфицированные семена сои нелегально ввозят на наш Дальний Восток и там используют для посева.
Это не означает, что на китайском рынке нет смысла работать. Надо к этому стремиться, но это далеко не самая простая задача. И, помимо китайского, есть еще много важных для российских поставщиков сельскохозяйственных товаров рынков.
Для экспортеров зерна это традиционно Северная Африка, Ближний Восток. Началось освоение рынков Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. И, конечно, для нас важна Европа.
В частности, в ЕС действует единая квота на зерно из всех стран бывшего Советского Союза. Нам это не выгодно, и тут надо добиваться введения отдельной страновой квоты для России – как в ЕС она установлена для США, например.
В Латинской Америке покупателями нашего зерна стали уже Чили, Венесуэла, Перу. Крупный потребитель пшеницы – Бразилия, разговоры о поставках туда идут уже несколько лет, в частности, в рамках БРИК. Но практически ничего не получается. Во-первых, у нас в этом регионе есть сильный конкурент – Аргентина. Во-вторых, бразильцы заинтересованы в расширении поставок на наш рынок мяса. А некоторые вопросы по линии ветеринарного и фитосанитарного контроля между нашими странами не утрясены. Поэтому тут тоже большое поле для работы государственных торговых представителей.
Своя специфика есть и на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Мельницы там работают «с колес», при перерабатывающих предприятиях нет элеваторов. А поставки осуществляются через торговые дома, преимущественно японские. Надо или создавать свою инфраструктуру в этом регионе, или налаживать взаимоотношения с японскими торговцами.
В текущем сезоне из-за неурожая мы вообще потеряли возможность выхода на зерновой рынок АТР и уступили его нашим конкурентам, а в следующем сезоне многое будет зависеть от наличия ресурса, но помощь государства при освоении зернового рынка АТР обязательно потребуется.
Помимо зерна, есть еще, например, внешний рынок растительного масла, на котором работают российские компании. Но они, в основном, продают техническое масло наливом. Которое покупатели рафинируют, дезодорируют, разливают по бутылкам и, таким образом, кладут себе в карман добавленную стоимость.
Мне кажется, нашим переработчикам маслосемян надо ставить перед собой задачу разливать масло у себя и продавать его уже бутилированным.
Подобная ситуация на рынке муки. Казахстан стал мировым лидером по экспорту муки, поставляя ее в Среднюю Азию – в Узбекистан, в Афганистан, прежде всего. А вот турки захватили рынок муки АТР. Причем зерно они покупают у нас, — перерабатывают и забирают себе прибавочную стоимость.
Что касается продукции животноводства, то у нас под боком полно потенциальных потребителей в Средней Азии. Нужно насытить этот рынок своей продукцией, а потом уже выходить на более выгодные рынки, требующие конкурентоспособности и политической поддержки. Так, например, в Китае: если партия и правительство решат открыть рынок российским животноводческим товарам, то рынок откроется. Другой вопрос, что китайцы потребуют взамен?
Но, в любом случае, на китайский рынок, как и на очень трудный европейский российское продовольствие выводить придется с помощью государства. Торгпредства могли бы сыграть в этом процессе очень важную роль.
Мы, конечно, понимаем, что решения о размещении торговых представительств не могут быть приняты исключительно исходя из интересов российских экспортеров зерна или другой сельскохозяйственной продукции. И подчас интересы экспортеров иных российских товаров – металлов, удобрений – не совпадают с нашими. Просто потому, что, скажем, в Северной Африке пока царит бедность, и металла там покупают мало.
Но при этом мы надеемся, что при реорганизации системы торгпредств интересы российских экспортеров зерна и других продовольственных и сельскохозяйственных товаров будут учтены.
ПродMag
Читайте также:
|