Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Михаил Чкаников, главный редактор ПродMaga:
«Подсознательная боязнь голода заставляет российскую власть бороться против него, а не за процветание производителей продовольствия»

20 ноября 2012 в 10:02
Михаил Чкаников

Государству надо на идеологическом уровне прекратить «кормить народ», то есть заботиться о производстве и потреблении еды в тоннах, центнерах и килограммах. И начать помогать агробизнесу максимизировать прибыль в рублях, долларах и евро. Это будет честная и понятная аграрная политика.

Собственно, все остальное – лишь подробности и уточнения к этому тезису.

Почему я позволяю себе высказываться на эту «государственную» тему, да еще в такой императивной форме?

Ну, во-первых, потому, что приглашен в инициативную группу по подготовке расширенного заседания рабочей группы экспертного совета при правительстве по сельскому хозяйству и рыбохозяйственному комплексу. А эта группа под руководством председателя общественного совета при Минсельхозе Андрея Даниленко получила мандат на подготовку к обсуждению основного вопроса повестки дня предстоящего расширенного заседания – «Стратегия государственной политики развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов». Вот я и пользуюсь своим, так сказать, служебным положением для того, чтобы высказаться на эту серьезную тему.

Воспользуется ли власть стратегией, которая, без сомнения, будет разработана (я уже видел набросок)? Не знаю. Ничто не убеждает меня в этом. Тем не менее, разрабатывать ее следует – вода камень точит.

А, во-вторых, потому, что абсолютно убежден: именно предшествующие десятилетия заботы власти о том, чтобы народ был сыт, очень быстро привели этот народ к голоду, который потом ценой героических усилий «партии и правительства», а также благодаря началу программы «тюменская нефть в обмен на зерно и овощи» превратился просто в дефицит продуктов. В результате нездоровое питание стало идеологией: кусок колбасы, состоящей из свиного жира, каппа-каррагинана, воды и нитрита натрия ценится у нас в народе гораздо больше, чем кусок хорошей говядины. «Лучшая рыба – это колбаса», — повторяют покупатели. Нищета из области живота переселилась в головы.

Именно подсознательная боязнь голода заставляет российскую власть бороться против него, а не за процветание производителей продовольствия.

Следующая из этого аграрная политика подобна заразной и опасной болезни – вроде холеры. Начинать лечиться сейчас – поздно, но еще можно.

А как? Ну, например, власть, коль уж она тратит деньги на сельское хозяйство, могла бы заботиться о росте количества рабочих мест в секторе, а не о росте потребления продуктов в обществе.

Хотя и это – промежуточный вариант. Честней и проще сразу начать заботиться о максимизации прибыли в агробизнесе. Это сделает его инвестиционно привлекательным, решит проблему кадров и даже позволит частично преодолеть депопуляцию сельской местности. Высокая доходность агробизнеса, а вовсе не газ, вода и прочие медные трубы, проложенные туда, где нечего делать, нечего заработать и нечем гордиться.

А как же «голодный народ»?

На этот случай существует продовольственная политика. Тех, кто не справляется с решение задачи самопрокорма, общество должно наделять пищей в обмен на толику унижения – чтобы не расслаблялись. На манер американских foodstamps. Звучит это страшно, но справедливо со всех точек зрения.

Только не надо путать кормление нищих с аграрной политикой. Не надо смешивать производство с потреблением. «Продовольственная» и «аграрная» – разные слова с разным значением.

Есть и еще один аспект. Все, кто предлагают начисто изжить неэффективный мелкий бизнес из сферы производства продовольствия – личные подсобные хозяйства, мелких сборщиков молока и им подобных, осознанно или нет, упускают из виду важное обстоятельство: нормальные квалифицированные избиратели не получаются из рабочих завода «Серп и Молот», а в частном случае -из служащих транснациональных продовольственных корпораций.

За вашего кандидата, господа агробизнесмены, на каких-то будущих выборах (а они состоятся рано или поздно) скорее проголосуют мелкие семейные фермеры, которые сейчас мешаются у вас под ногами, а не наемные работники с ваших предприятий. Ваши работники с большой долей вероятности проголосуют за того, кто предложит очистить вашу кассу, а вам дать по шее. К сожалению.

Подумайте об этом, когда соберетесь предложить пути к освобождению рынка от мелкого сельского бизнеса.

Но при этом государство должно отделить поддержку агробизнеса и поддержку избирательной реформы, направленной на выращивание ответственных избирателей. Иными словами, бюджетные средства на производство продовольствия должны идти своим путем, а на решение социальных проблем общества – своим. Руководствуясь тем, что процветание агрохолдинга нужно обществу, чтобы было ЧТО съесть. А процветание семейных ферм необходимо, чтобы было КОМУ и РАДИ ЧЕГО съесть.

Аграрная, продовольственная и социальная политики – это даже не две, а три большие разницы. Три разные стратегии. И им должны соответствовать три отдельных счета в банке.

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.