Важнейшие новости

Все новости

19:45 18 ноября↓ Госдума отклонила законопроект о госрегулировании цен на продукты
15:53 Мнение. Годовое потребление сахара в РФ в этом сезоне может превысить 6 млн тонн
13:51 17 ноября↓ В жилых домах запретят крупные рыбные и овощные магазины
13:42 В сосисках нашли лишние примеси. Роскачество проверило 30 популярных брендов
17:37 16 ноября↓ За ввоз в Россию санкционной продукции грозит уголовная ответственность
17:05 Кадастровые работы дачных участков — за счёт государства
12:02 Госдума приняла закон о введении tax free
11:50 Россия может ограничить импорт мяса из Бразилии
11:31 Минсельхоз позволил восстановленному молоку синеватый оттенок
11:09 ЕС оказал производителям фруктов помощь в €490 млн в связи с эмбарго РФ
10:42 Зерно привлекает продавцов
10:13 Минсельхоз подготовил поправки к нормам учета животных
09:56 РЖД расширяют действие скидки на вывоз зерна еще на шесть регионов
13:00 15 ноября↓ Россияне предпочли подсолнечное масло оливковому
12:31 Экспорт российской сельхозтехники в 2017 году вырос на 17%
12:18 Средний чек россиян за один поход в магазин вырос в октябре до 532 рублей
12:47 14 ноября↓ Россия выводит молоко и сыры на экспорт
11:45 Мировые сети фастфуда укрепились в России
11:26 Минсельхоз утвердил объем поставок турецких помидоров до конца года
21:07 13 ноября↓ Кабмин расширил список продуктов со спиртом, не относящихся к алкоголю

Мушег Мамиконян, президент Мясного совета ЕЭП: Все на фронт!

17 декабря 2012 в 0:01
Мушег Мамиконян
Раздел: Статьи

Бывают исторические моменты, когда возникает острая необходимость мобилизации. Это может относиться к отдельному человеку или народу, но судьбоносно важно и для отдельных предприятий или отраслей собраться и принять правильную стратегию.

После присоединения к ВТО и первого эмоционального осмысления последствий для свиноводства и мясоперерабатывающей отрасли следует мобилизовать «отраслевой интеллект» для трезвого расчета и хладнокровного анализа. Как действовать в условиях «де-юре», означающих коренной негативный перелом по уровню и условиям регулирования импорта  свинины и готовых мясных продуктов уже в переходный до 2020 года период? Практически отменены препятствия:

- для импорта живых свиней «де-юре» импортная пошлина уменьшена до 5%;

- для импорта «Готовых мясных изделий» в 3 раза снижается импортный таможенный тариф с 25% и 0,4 Евро за 1 кг в 2011 году до 0,25 Евро с 2015 года! (см. рис. 1)

 

Рис. 1. Снижение импортных таможенных пошлин после присоединения РФ к ВТО

Источник: Мясной Союз России, НСС

Ситуация обостряется тем, что эти условия ставят новые вызовы перед мясным сектором стран Таможенного союза. Возникает много сложностей в части возможностей гос. поддержки животноводства в странах ТС, а также согласования условий присоединения Белоруссии и Казахстана к ВТО.

Не стоит подробно останавливаться на разъяснении, насколько «плохие» условия «де-юре», достигнутые в рамках компромисса с ЕС, для свиноводства и мясопереработки РФ важно понимание, какие есть долгосрочные, легальные возможности их «несоблюдения», или же альтернативные «умные решения», например:

 

I. Доступ живого скота (свиней) из ЕС когда-либо откроется или нет?

На данный момент (декабрь 2012 года) сдерживают импорт только ветеринарные запреты.

Вопросов так много, и в первую очередь по поставкам из ЕС (для того и с нашей точки зрения делалась столь значительная уступка), что трудно представить долгосрочные торговые войны с основным партнером и главным заказчиком энергетического экспорта РФ. Надежная ли «ветеринарная» платформа для обоснования советами директоров крупных инвесторов и кредитными комитетами банков для акцептования и финансирования проектов по свиноводству!!! Насколько могут быть подняты с 5% импортные пошлины на «живок» после проведения расследования? Согласятся ли с этим, например, Белоруссия в комиссии ТС?

Наши коллеги из Белоруссии очень хорошо считают и могут сказать, что при уменьшении бюджетных возможностей поддержки аграрного сектора РБ  мы как раз «За» (выгодные им) 5% пошлины на «живых свиней», ведь «планово-рыночная» конструкция мясной отрасли РБ использует любой доступный ресурс, как к примеру, дополнительную импортную квоту по свинине с нулевой ставкой таможенных пошлин или возможно 5% импортный тариф на «живых свиней» для улучшения финансово-экономического состояния предприятий РБ.

Находясь на западном периметре очень близко к ЕС, Белоруссия может стать «выгодным коридором» для забоя свиней из ЕС!

А, кроме того, для Белоруссии возможности завоза по импорту большего количества скота из ЕС и мяса по низкой или нулевой ставке является важной очень нужной и своевременной возможностью компенсации выпадающих доходов бюджета, вследствие постепенного сокращения энергетических преференций РФ для РБ.

Почему-то наши животноводы знают и обсуждают только проблемы внутри РФ, но ведь мы все уже в Едином экономическом пространстве!

И поэтому естественно большая часть этого мяса из Белоруссии будет поступать на мясной рынок России, но ведь можно согласиться, что с этической точки зрения «доходность» по квотам в РБ не «сливается» сразу на рынок, а  через методику «индикативных цен», в возможных пределах поддерживает рынок.

А в РФ большая часть квот идет сразу на рынок, при этом выгодополучателями являются в большей степени импортеры, чем мясоперерабатывающая промышленность.

 

II. Готовая продукция из ЕС, если будет продвигаться на рынок РФ постепенно и медленно, с долгосрочным прицелом, сможем ли мы применить защитные меры? Когда? Как? Получается тотальная НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.

Следовательно, надо рационально подходить к вопросам бизнеса и уже бессмысленно выдвигать требования к властям РФ в виде «или мы – «мясники», или «экспорт газа в ЕС».

Конечно, гармония устроила бы всех, но гармония не достигается силой. Подумаем об умении.

Нашим «врагом» являются завышенные ожидания и надежды на рост бюджетной поддержки свиноводства. А «умение» — это, возможно, реалистичная позиция, но все-таки умеренно решающая часть задач, а именно — сохранение высокоэффективного бизнеса в свиноводстве и стабильности для целой отрасли промышленной переработки мяса!

Максимальное использование потенциала птицеводства РФ для соперничества с импортом свинины является пока недооцененной силой, каким бы странным не показалось это предложение  на первый взгляд!

Если таможенный тариф на «Готовые мясные изделия» с 2015 года снижается до 6-8% от цены товара, рассчитанной от 0,25 центов специфической составляющей, то в этом случае неизбежная и легко считаемая  величина таможенного тарифа на сырье не может и не должна превышать величину в 5-7%. В сложившихся «де-юре» условиях надо срочно снизить барьеры на импорт красного мяса и унифицировать ставки таможенного тарифа на этом уровне.

В противном случае, мы получаем «эффективную ставку таможенного тарифа» с отрицательным знаком «-», так как таможенный тариф по сырью — красному мясу с учетом разброса тарифов от 0 до 60% получается в среднем 20% для мясоперерабатывающей отрасли РФ!

Если не изменить положение, то отрицательная величина «эффективного таможенного тарифа» (-15%) неизбежно приведет к несправедливой конкуренции и подрыву экономической стабильности мясоперерабатывающей отрасли, то есть отрасли высокого экономического передела.

В связи с тем, что мясоперерабатывающая отрасль формирует около 50% заказов свиноводческой отрасли, то будет происходить торможение дальнейшего развития свиноводческой отрасли, и произойдет ее стагнация (см. рис. 2).

 

       Рис. 2. Структура потребления мяса по видам в РФ

Источник: Мясной Союз России

Рис. 3. Структура использования сырья мясоперерабатывающими предприятиями, выпускающими продукцию среднего и низкого ценового сегмента

Источник: Мясной Союз России

 

Лоббисты-свиноводы считают, что либерализация импорта вредна, и настаивают на своих узкоотраслевых интересах, а именно – найти любые финансовые и нетарифные способы для защиты от конкуренции с импортом, т.е. призывают не выполнять соглашения с ВТО в том виде, в котором они подписаны.

Однако надо иметь в виду, что любые новые объемы производства свинины в РФ требуют нового объема поддержки, а значит дополнительные гос. средства потребует и неэффективные свиноводы, если они останутся на плаву. Бюджет на это не рассчитан, и роста гос. поддержки не планируется до 2020 года. В программе четко написано – до 2017 года! На это есть утвержденные программные и бюджетные документы. Кроме того, возникает нецелесообразность и опасность поддержания высокой цены свинины для розничных и промышленных потребителей.

Кроме того, если получателями поддержки будут все свиноводы – и эффективные, и неэффективные, как предполагают свиноводы, то мы получим размазанность помощи с неизбежным разорением неэффективных хозяйств. А для эффективных эти «размазанные» средства могут оказаться недостаточными для поддержания экономической стабильности.

Ведь на самом высоком уровне сказано, что социальные проблемы должны решаться не за счет «консервирования технологической отсталости», что следует поддерживать «лучшие бизнес практики».

Теперь о методике поддержки:

Как видно из структуры затрат эффективных промышленных свиноводов в РФ, по сравнению со структурой себестоимости  предприятий-конкурентов в ЕС (см. рис. 4), по части стоимости финансирования и амортизации основных средств наши отечественные свиноводы имеют дискриминационные условия.

Рис. 4. Структура себестоимости продукции современных свинокомплексов

Источник: Национальный Союз Свиноводов

 

В структуре затрат эффективных промышленных свиноводов в РФ, по сравнению со структурой себестоимости  предприятий-конкурентов в ЕС, по части стоимости финансирования и амортизации основных средств наши отечественные свиноводы имеют дискриминационные условия.

Для сглаживания условий себестоимости по этим статьям по сравнению с конкурентами из ЕС отечественные промышленным свиноводам необходимо иметь субсидию в размере 8 руб. на 1 кг продукции, модернизированным хозяйствам старого технологического уклада – в размере 12 руб. на 1 кг продукции. Это сохранит конкурентоспособность, экономическую устойчивость хозяйств, даже если цена на зерно поднимется до 10 руб.

На развитие отечественного свиноводства выделяется в бюджете 6-7 млрд. руб. в год, что составляет в пересчете на 1 кг продукции 3-4 рубля. Искомую нами сумму можем изыскать, в том числе в утвержденной программе развития АПК 2013-2020 гг., из части 65 млрд. руб., выделяемой для мясного скотоводства.

Экономической «защитой» для отечественных свиноводов также является стоимость доставки скота и мяса из ЕС на территорию ТС. Кроме этого существует еще 5%-й таможенный тариф на импорт живого скота (свиней), который не уменьшится, а вероятнее всего после «расследования» может увеличиться (если Белоруссия поддержит такое невыгодное для мясной отрасли РБ решение).

К сожалению, присоединение к ВТО наступило раньше, чем отечественное свиноводство достигло необходимой доли высокоэффективных компаний в общем объеме производства (см. рис. 5).

Рис.  5 Структура сегментации отечественного свиноводства

Источник: НСС

 

Поэтому надо быть трезвомыслящими и оценить возможность сохранения и усиления хотя бы той высокоэффективной части отечественного свиноводства и инвесторов, которые по призыву правительства, в том числе и в рамках Национальных Проектов, создали новый высокоэффективный сегмент отечественного свиноводства. Это означает, что в уже сложившихся слишком дискриминационных для свиноводов и переработчиков условиях остатки гос. поддержки надо «повернуть» со «средств развития» на «средства поддержки» 1 кг производимой продукции не позднее 2015 года.

Также очевидно для нас, что ситуация, когда на мясное скотоводство, согласно стратегии развития АПК с 2013 по 2020 годы предусматривается выделение 65 млрд. (!) рублей, что в 1,5 раза больше, чем на свиноводческую отрасль РФ, является неприемлемой роскошью, реверансом по отношению к более обеспеченным потребителям, жаждущим покупать «мраморную говядину» за счет всего остального населения! Доля птицы в общем потреблении мяса в РФ к 2020 году достигнет ~ 50%! Доля свинины 33%!, а доля говядины будет менее 20% и эта говядина, в основном, шлейф от молочного скотоводства. При чем здесь «мраморная говядина»?

С нашей точки зрения потеряна «канва» — понимание целей и задач, которые должны решаться за счет гос. бюджетной поддержки. Эта поддержка должна в максимальной степени быть адресна – направлена на финансирование и поддержку  конкурентоспособных бизнес проектов, касающихся обеспечения социально-экономической стабильности, касающейся наибольшего числа (доли) населения страны!

Проекты типа «мраморная говядина», квази — «экологическое производство» «органическое растениеводство», должны финансироваться за счет средств инициаторов этих маркетинговых проектов и коммерческих кредитов. Причем здесь гос. бюджет?!

Из этого следует вывод:

Во-первых, надо собрать все силы «в кулак» и поддерживать развитие эффективных хозяйств до 2015 года только в очевидных, не успевших развиться, но стратегически важных регионах (ПФО, ДФО). Надо четко определить географию дальнейшего развития, как неотъемлемую составную часть промышленной политики;

Во-вторых, «развернуть» средства развития на гос. поддержку на 1 кг. производимой продукции с 2015 года, так как только этим способом можно получить шанс сохранения высококонкурентной свиноводческой отрасли, которая может обеспечить до 70% от потребностей страны в свинине (взамен 85% предполагающих в параметрах доктрины продовольственной безопасности).

В-третьих, пересмотреть сроки и структуру поддержки отечественного птицеводства с целью оказания содействие в реализации отечественными птицеводами более амбициозных задач в новых условиях, чем ставились ранее, а именно, доведение потребления мяса птицы до 40-45 кг на душу населения. Низкая себестоимость белка в птицеводстве является надежной базой социально-экономического равновесия по вопросу продовольственной безопасности и доступности мясного белка.

Отечественным птицеводам, для блага страны и общества нужно «владеть» не менее 60% мяса птицы от общей доли рынка потребления мяса всех видов в РФ!

Отечественное птицеводство, опередившее в своем развитии другие сырьевые подотрасли, также является надежнейшим сырьевым источником для мясоперерабатывающей промышленности.

Гармоничное взаимодействие птицеводческой и мясоперерабатывающей отраслей является важнейшим стержнем скрепления конкурентоспособности отечественной мясной отрасли и обеспечения ценовой стабильности за счет возрастающей конкуренции в этих подотраслях (см. рис. 6).

Рис.6. Прогноз потребления мясопродуктов в РФ

 

Что касается Доктрины продовольственной безопасности, следует сказать, что ее надо пересмотреть.

Ранее излагаемая декларация о полном импортзамещении в тех условиях, когда свиноводство развивалось за счет высоких таможенных барьеров на импорт, закончилась «неудачным» подписанием протокола с ВТО. Стратегия продовольственной безопасности была сформулирована для других условий, она не могла учитывать «предательские» уступки по ВТО.

Предлагаемое нами неизбежное безальтернативное решение по развитию конкуренции и либерализации импорта красного мяса (свинины и говядины) имеет значительно больше плюсов. Если этого не делать, то последовательно разрушатся и мясопереработка, и свиноводство в большей его части. Убой свиней неизбежно будет мигрировать в западной территории ЕЭП (Калининград, Псковская область, Белоруссия, Смоленская область) и работать для забоя импортируемого из ЕС скота.

Наши оппоненты, «опьяненные» эффективностью лоббистских действий, до вступления РФ в ВТО оказались не готовы к трезвой и рациональной дискуссии в новых условиях внешних ограничений. Их предложения стали опасны, так как опираются на:

- «теоретическую» возможность резкого увеличения бюджетной гос.поддержки свиноводческой отрасли;

- возможность грубого невыполнения международных обязательств, взятых на себя не только РФ, но и ТС.

Разве репутация страны это не ресурс, в том числе экономический значительно и  многократно превышающий узкоотраслевой интерес неперспективной части свиноводства!?

- игнорирование интересов мясоперерабатывающей отрасли РФ как подотрасли высокого экономического передела (особенно учитывая обстоятельства 2015 года).

Наше предложение помогает не разрушить достигнутые высоты, а хотя бы их защитить во имя стабильности и справедливой конкуренции.

Следует решить проблемы по биологической безопасности в животноводстве РФ, пора бы инициировать международный проект с привлечением глобальных фармакологических компаний для координаций на новом научном уровне усилий по возможному созданию вакцин!?

Для целостного понимания стратегии мясной отрасли ТС важно признание стратегической ошибки – долгосрочной ориентации РФ на сырьевой зерновой экспорт, недооценка силы и возможностей развития отечественного птицеводства.

Как лучшая альтернатива экспорту зерна предлагается развитие отраслей более высокого экономического передела, а именно, животноводства и птицеводства, и глубокой переработки мяса. Для РФ опасно становиться со временем и навсегда сырьевой страной при недостаточной продуманности стратегии экспорта белков (растительных и животных).

За переходный период до 2020 года следует хотя бы решить проблему территориальной эффективности размещения центров животноводства и мясной переработки.

Очевидным «территориальным» решением является развитие межотраслевого мясного кластера на Дальнем Востоке! Эта территория имеет исключительное значение по причине наибольшего приближения к глобальным рынкам потребления мясного белка Азии и наличии пригодных для выращивания кормовых культур (соя) природно-климатических условий.

Формирование Дальневосточного животноводческого кластера до 2017 года является задачей большой важности не только для социально-экономического развития региона, но и ключевым элементом, обеспечивающим постоянно увеличивающееся присутствие России на мировом рынке продовольствия и рост привлекательности к ней со стороны стран АТЕС.

Поскольку в настоящее время в регионе высока доля импорта мяса в мясных продуктах инвестиционная активность мясного бизнеса должна поэтапно развиваться в сотрудничестве с местными администрациями, со своими четкими приоритетами, временными рамками и последовательностью:

А) краткосрочная перспектива – импортзамещение. На этом этапе главными целями являются обеспечение населения региона высококачественным охлажденным мясом отечественного производства и оптимальное использование возможностей местного растениеводства по производству сои и кукурузы.

Б) среднесрочная перспектива – это «интернационализация ассортимента», означающая экспорт отдельных отрубов мяса на соответствующие рынки Азии в соответствии со спросом и их потребительскими традициями.

Г) долгосрочная перспектива – стабильное доминирование в обеспечении рынка дальнего Востока отечественным мясом, поддержание высокого спроса на отечественное кормовое сырье и, тем самым, оказание влияния на более эффективное использование земельных ресурсов на Дальнем Востоке. Стабильный экспорт, как мясного сырья, так и готовых мясных изделий, адаптированных к рынкам стран Азиатского региона.

Политика отраслевого эгоизма, с упорством проводимая или зернотрейдерами, или лоббистами-свиноводами, вместо объективной широкой аналитической оценки и реалистического плана развития, является как нереализуемой, так и слишком опасной. Мы теряем время и потеряем при этом много наработанных компетенций, т.к. продвижение выдвигаемых нами полезных и необходимых для развития конкуренции инициатив для совершенствования долгосрочной агропродовольственной стратегии отрасли происходит нединамично.

Выдвижение на «фронт» — это неизбежное последствие условий протокола по присоединению к ВТО. Восточная Европа, страны Балтии будут поставщиками, как охлажденной свинины, так и живого скота на таможенную территорию стран ТС.

Поэтому — «Все на фронт».

Лоббистам — на «фронт» дискуссий и познаний объективных законов конкуренции и развития в заданных внешних и внутренних условиях.

Свиноводам и мясопереработчикам – на «фронт» построения по западному периметру ЕЭП убойных предприятий для равных условий конкуренции.

Растениеводам и животноводам – на «Дальневосточный фронт», формирование и развитие мясного кластера с экспортной нацеленностью на страны АТЕС для долгосрочной  конкурентоспособности.

«Регуляторам» – на «фронт» выравнивания условий для справедливой конкуренции отечественной мясоперерабатывающей отрасли с их конкурентами в ЕС.

Министерствами и ведомствам стран ТС – на «фронт» для осмысления новой агропродовольственной стратегии ЕЭП стран ТС в «де-юре» условиях соглашений по ВТО для создания долгосрочной конкурентоспособной мясной отрасли, опирающейся на птицеводство.

Обратите внимание, что все это возможно только в условиях развития конкуренции и снижения цен!!!

 

Всем на «фронт» — пока на «фронт» отправлены только подразделения «ветеринарного контроля» с урезанием полномочий. Разве это долгосрочно?

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

10:09 Рекордный урожай пшеницы в России угрожает американским фермерам
17:29 17 октября↓ Мнение. Монополизация мирового агропрома приняла угрожающие размеры
09:43 Приморский фермер подозревается в хищении субсидии в 14,6 млн рублей
21:57 3 октября↓ Росстат представил предварительные итоги второй сельхозпереписи
20:06 28 сентября↓ Американские фермеры обвинили биотехнологические компании в гибели части урожая
13:32 27 сентября↓ Законопроекты Минпромторга упростят организацию розничных рынков
00:42 31 августа↓ Фермерам возместят до 50% затрат на продвижение продукции…
23:59 30 августа↓ В Челябинской области появятся круглогодичные социальные ярмарки
21:19 7 августа↓ «Сыр варить — не колбасу крутить»: сложности и радости российских фермеров
08:13 3 августа↓ Минэкономразвития против ужесточения санитарных требований к торговле
20 апреля
elena-skrynnik

Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, в этом уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики.

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]