Павел Скурихин, президент Национального союза зернопроизводителей: «Рассчитываем на дополнительную бюджетную поддержку»
28 февраля 2013 в 0:01
Прошедший год для агропромышленного комплекса России в силу многих обстоятельств стал знаковым и определяющим. Важным обстоятельством стало принятие новой Государственной программы, которая определяет вектор нашего дальнейшего развития до 2020 года. Непростая ситуация сложилась в отрасли в связи с очередной засухой, которая совпала с присоединением России к Всемирной торговой организации и подготовкой к работе в новых экономических условиях Таможенного союза.
Национальному союзу зернопроизводителей в этом году исполняется три года. Это, с одной стороны, небольшой период для того, чтобы говорить о каких-то масштабных свершениях и реализованных долгосрочных программах. С другой стороны – этап работы, по которому можно подвести предварительные итоги.
Одной из главных целей создания НСЗ с момента основания является организация рентабельного производства зерна под конкретного потребителя и именно в необходимых объемах, избегая перепроизводства и падения цен. Сегодня мы можем видеть первые результаты этой работы. В прошлом году совместными усилиями Министерства сельского хозяйства РФ и Национального союза зернопроизводителей была разработана стратегия по совершенствованию структуры производства зерна. Регионам было рекомендовано в зависимости от природно-климатических зон увеличение производства высокоэнергетических кормовых культур, недостаток которых в последние годы резко ощутим животноводческой и птицеводческой отраслями.
Мы видим рост производства по кукурузе и ряду других кормовых культур и снижение по другим (пшеница, рожь), которые производились с избытком. Нельзя, конечно, не отметить и климатический фактор, который также повлиял на итоговые показатели.
Следующим стоящим перед нами стратегическим этапом мы считаем повышение качества производимого зерна. Сегодня, когда внутренних финансовых ресурсов в виде государственных субсидий и банковских кредитов явно не в избытке для перехода зернопроизводства на качественно новый уровень, необходимо искать другие пути привлечения средств. И один из них – это выход на высокодоходные мировые зерновые рынки.
В той же Европе зерно с повышенным содержанием протеина не квотируется и стоит гораздо дороже обычного, рядового. То же самое и в ряде других стран, в частности Японии, которая заинтересована в диверсификации поставок зерна на свои рынки.
Итоги недавних визитов в страны Ближнего Востока также наглядно подтверждают эту заинтересованность. Кроме того, глобальные проблемы роста численности населения и сокращения пахотных земель, о которых открыто говорят на авторитетных международных площадках, включая АТЭС, также дает нашей стране значительные конкурентные преимущества. Конечно, их успех будет во многом зависеть от долгосрочной политики государства, направленной на поддержку развития инфраструктуры зернового рынка и стимулирование экспорта. Но и мы не должны стоять на месте.
Да, стратегическое планированиев зернопроизводстве должно сопровождаться последовательным решением таких серьезных проблем, как диспаритет цен, высокая закредитованность хозяйств, и, конечно же, инфраструктурные ограничения. Но крайне важно использовать дополнительные незадействованные пока в полной мере ресурсы – организационные.
Что имеется ввиду? Вместе с реализацией мер по расширению и оптимизации транспортно-логистических схем, кредитно-финансовой поддержки зернопроизводителей, обеспечению их современной техникой и технологиями следует внедрять новые сбытовые модели, основанные на принципах кооперации.
В частности, речь идет о создании сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов (СПСК) как инструмента для продаж зерна и повышения доходности с/х предприятий.
Практически всегда (кроме разве что текущего момента) цена, которую получают отечественные зернопроизводители, существенно ниже мировой.
Конечно, отдельно взятое зерновое хозяйство теоретически может самостоятельно заниматься и международным сбытом, однако этому препятствует целый ряд факторов, — таких, как отсутствие в собственности инфраструктуры, невозможность (нецелесообразность) формирования судовой партии, неспособность обеспечить потребности крупного иностранного потребителя (20-200 тыс. тонн в месяц) в течение всего года, нецелесообразность содержания профессиональных трейдеров.
Именно поэтому сегодня как никогда актуален вопрос кооперации сельхозтоваропроизводителей. Объединение зернопроизводителей в рамках сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов будет способствовать более четкой организации деятельности по сбыту зерна, включая экспорт.
В марте по инициативе Министра сельского хозяйства РФ будет проводиться первый Всероссийский съезд сельских кооператоров. Надеюсь, эта тема получит свое развитие.
Говоря о развитии экспортного направления, безусловно, не нужно забывать и о наших внутренних крупнейших потребителях – животноводах, которые в связи с изменением таможенно-тарифной политики в рамках членства в ВТО оказались в сложном положении. И сегодня крайне важно не допустить снижения показателей производства в этих отраслях, поскольку от их роста зависит и уровень спроса на продукцию растениеводства. Видный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов еще в 18 веке говорил, что «Соблюдение должной пропорции между скотоводством и хлебопашеством есть главный пункт внимания сельского хозяйства. Сии две вещи так между собой связаны, что если одна упущена будет, то неминуемо нанесет вред другой». Нам нужна более глубокая координация между зернопроизводителями и основными потребителями зерна еще на стадии подготовки к севу и формирования производственных планов у хозяйств, что позволило бы участникам продовольственных цепочек прогнозировать рентабельность своей продукции. Переход на долгосрочное сотрудничество между производителями зерна и потребителями, внедрение форвардных контрактов и механизмов контрактации способно уменьшить ценовые колебания на продукцию растениеводства и животноводства, сохранив тем самым положительную рентабельность.
С учетом озвученных мной важных событий прошедшего года, деятельность Союза была и продолжит строиться именно в направлении решения ключевых проблем зерновой отрасли, которые сегодня не позволяют нам произвести значительный рывок в развитии.
Первое и, пожалуй, главное – это проблема закредитованности и ограниченного доступа хозяйств к кредитным ресурсам, средне- и долгосрочным и дешевым.
Этот вопрос мы также выносили в качестве приоритета в работе по итогам 2 Съезда НСЗ. Пока прорыва в этом вопросе не произошло, но то, что сама проблема уже активно обсуждается на уровне Президента России и Правительства говорит о том, что наши усилия были не напрасными.
Об этом прямо или косвенно можно услышать и в выступлениях Президента РФ В.В.Путина (в своем послании Федеральному Собранию он подчеркнул важность снижения кредитных ставок и доступности кредитных средств как один из ключевых факторов развития экономики страны), и Председателя Правительства России Д.А.Медведева, и нашего министра Николая Васильевича Федорова.
Над этой проблемой мы планируем активно работать и в текущем году. У нас есть конкретные предложения по этому вопросу. Это введение временного моратория на взыскание задолженности со стороны кредиторов, изменение процедуры банкротства (продажа активов единым имущественным комплексом), отсрочка оплаты основного тела кредитов и процентов. Основная цель — не простить долги хозяйствам, оказавшимся в силу объективных обстоятельств в сложной ситуации, а дать им возможность самим из этой ситуации выбраться. Ведь мы понимаем, что не всегда на место обанкротившегося хозяйства приходит новый эффективный собственник, а это прямая дорога к снижению производства зерна и угроза продовольственной безопасности страны. Наша отрасль, к сожалению, на сегодня ещё не может похвастаться высокой инвестиционной привлекательностью.
Второе направление работы – это ВТО. С присоединением России к ВТО меняются механизмы господдержки отрасли. Так, новая Государственная программа предусматривает новый вид господдержки для зернопроизводителей — субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (так называемая погектарная субсидия). Это как раз тот механизм, который позволяет нам в рамках «зеленой корзины» оказывать поддержку отрасли в неограниченных требованиями ВТО размерах. Однако, при заложенных в программу параметрах финансирования из федерального бюджета, а это 15,2 млрд рублей в 2013 году, субсидия на гектар будет незначительной и не заменит собой тот объем господдержки, который был до этого, (упраздняются привычные для нас эффективные формы поддержки в виде льготного ГСМ и минеральных удобрений), субсидирования кредитов на проведение сезонных полевых работ.
Мы рассчитываем на дополнительную бюджетную поддержку в рамках погектарного механизма. Также хотим попросить Министерство как можно скорее начать перечисление денежных средств в регионы, а также проработать вопрос над унификации региональных требований по выдаче этих субсидий. По нашей информации, некоторые субъекты РФ выдвигают дополнительные требования к сельхозтоваропроизводителям при распределении погектарных субсидий.
Третье – это деятельность России в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Здесь одним из главных приоритетов для нас являлось установление с 1 января 2013 года единого ж/д тарифа на перевозки зерна и продуктов его переработки. Мы настаивали на том, чтобы новый базовый тариф был не выше действующего льготного тарифа. Хотим поблагодарить правительство и министерство сельского хозяйства, что они эту позицию поддержали.
В итоге было принято решение продлить с 2013 года существующий льготный тариф, по крайней мере, на полгода. Вместе с тем, мы считаем, что в условиях напряженного зернового баланса в текущем маркетинговом году, роста цен и необходимости перевозки зерна внутри страны, необходимо рассмотреть возможность снижения тарифа до 0,3 с нулевого километра, о чем мы также неоднократно говорили. Мы предлагаем установить в рамках Единого экономического пространства базовый ж/д тариф на перевозки зерна и продуктов их переработки в размере, не выше действующего коэффициента исключительного тарифа при перевозках зерна и продуктов его переработки.
Еще одним важным направлением в нашей работе является совершенствование механизмов агрострахования с господдержкой. Как известно, пока не удается сделать этот механизм по минимизации потерь от природных явлений действительно «народным» средством. Прошлый год стал первым в применении новых правил.
Изначально нами была принята следующая стратегия: нужно скорее принимать закон и подзаконные акты, чтобы запустить механизм, а в ходе правоприменительной практики вносить в него коррективы. Совместно с Правительством и Министерством сельского хозяйства в рамках рабочих групп и комиссий недочеты постепенно устраняются. Считаем правильным решение об отказе от обязательного страхования в целях получения господдержки с 2013 года, на чем мы настаивали, заявляя о преждевременности данной процедуры. Сегодня создаются новые институты страхового рынка, например институт независимых экспертов, которые будут готовить заключения при наступлении страхового случая. Представители НСЗ входят в состав аттестационной комиссии Минсельхоза России, которая отбирает кандидатов в качестве экспертов. Хочу отметить, что нам уже удалось аттестовать 12 экспертов от Национального союза зернопроизводителей. Указанная работа будет продолжена и дальше.
Сегодня мы находимся в непростой ситуации, однако у нас есть повод для сдержанного оптимизма. В текущий маркетинговый сезон мы располагаем зерновым ресурсом в размере около 90 млн т (18,6 переходящие запасы и 70,700 — производство). В случае, если мы выполним поставленную перед нами задачу и произведем 95 млн т, зерновой баланс будет очень похожим, т.к. переходящие запасы будут минимальными, а значит уровень цен на зерно следующего урожая скорее всего не будет принципиально отличаться от текущего.
Мы все знаем, что сельское хозяйство – это такая отрасль, развивать которую по-настоящему можно лишь общими усилиями представителей всех секторов экономики – машиностроения, химической, строительной, нефтегазовой. В сфере производства зерна еще многое предстоит сделать. От того, насколько тесным будет сотрудничество всех участников этого процесса, будет зависеть и эффективность принимаемых решений.
Там победа, где согласие!
ПродMag
Читайте также:
|