Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Александр Корбут, вице-президет РЗС:
«Государство официально заявляет об инвестиционной непривлекательности отрасли»

8 июля 2013 в 12:59
korbut

На прошлой неделе Госдума во втором и третьем чтении одобрила поправкив закон «О развитии сельского хозяйства», предусматривающие оказание господдержки сельхозпроизводителям, работающим в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.

Комментируя законопроект, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков отметил: «Территория России огромна и было бы правильным создать равные возможности для развития регионов, оказывать государственную помощь в зависимости от природно-климатических условий, а также географических характеристик и показателей социально-экономического развития сельских территорий».

В список вошли 60 из 83 субъектов России. Законопроект поможет, по словам Николая Панкова, и сохранить кадры на селе, и получать хорошие урожаи в так называемых зонах рискованного земледелия.

Но такую мажорную тональность в оценке закона о, так сказать, нецелесообразности инвестиций в российское сельское хозяйство поддерживают далеко не все эксперты.

Александр Корбут: Присоединение к ВТО вызвало активный поиск вариантов ответа на вопрос «как добавить бюджетных денег для поддержки отрасли в рамках зеленой корзины». Хотя, надо отметить, что возможности поддержки в соответствии с желтой корзиной у нас далеко не исчерпаны.

Тем не менее, одним и таких способов стало отнесение территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, что вполне соответствует нормам ВТО и практике их применения, а работа, проводимая ФОИВ в этом направлении, может только приветствоваться.

Однако по проекту документа возникает ряд вопросов, так как, видимо, желание разработчиков отчитаться о выполнении поручений и расширить доступ к бюджетным средствам начало вступать в противоречие со здравым смыслом.

Во-первых, за пределами логики является отнесение всей территории субъекта Российской Федерации к неблагоприятной для производства сельскохозяйственной продукции территории, многие их которых имеют площадь больше, чем многие европейские страны, и находятся в нескольких почвенно-климатических зонах.

Во-вторых, введение некоего интегрального показателя отнесения территории субъекта Российской Федерации к неблагоприятной для производства сельскохозяйственной продукции территории на основе социально-экономических показателей, расчет которого предлагается проводить путем суммирования его отдельных составляющих, что методически неверно, так как вес и значение каждого из них различно. При этом выбранные показатели носят демографический и макроэкономический характер, и не определяются исключительно ситуацией в сельском хозяйстве.

В-третьих, выпал из рассмотрения такой важнейший критерий как территориальная удаленность от рынков сбыта (кстати, в Казахстане этот показатель используется при оценке уровня социального развития сельских территорий), что является крайне значимым, учитывая территорию и состояние дорожной сети в России.

При этом, как отмечено в тексте пояснительной записки — «в соответствии с проектом постановления территория субъекта Российской Федерации относится к неблагоприятной для производства сельскохозяйственной продукции, если соответствует хотя бы одному из критериев, основанному на природно-климатических, почвенных и социально-экономических показателях», то есть, сформирована практика максимального расширения перечня.

В результате получилась фантастическая картина. В перечень неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства попало 60 субъектов Российской Федерации, на которые в 2012 году пришлось 48,7% валовой продукции сельского хозяйства и 55% инвестиций в сельхозорганизации. При этом, если в целом по стране объем инвестиций снизился на по сравнению с прошлым годом на 2,1 процентных пункта, то по этим регионам вырос на 1,01 процентных пункта!!!

Среди них стоит особо выделить регионы динамичного роста аграрного сектора, в которых индекс роста валовой продукции сельского хозяйства в 2012 году по отношению к 2009 году составил – Воронежская -184%, Курская -142%, Смоленская- 200%, Волгоградская-171%, Ростовская-179%, Саратовская-165%, Ульяновская области -181%, Республики Мордовия и Марий Эл соответственно 152% и 146%. При этом доля прибыльных сельхозорганизаций этих регионов составила – 90,2%, 83,7%, 80%, 80,5%, 83,9%, 86,9%. 82,7%, 90,1% и 79,2% соответственно при среднероссийском показателе — 82,9%.Только за прошедший год объем инвестиций в СХО в «неблагоприятных» Воронежской и Тверской областях вырос на 203% и 289%, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях на 143%, 139% и 135% соответственно.

Причем неясно зачем этот документ вообще-то нужен, кроме того чтобы исполнить подпункт 12 части 1 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», как он будет работать — Минсельхоз попросит еще денег (это очевидно) или изменит структуру и порядок поддержки?

Очевидно, что для ряда территорий сохранение сельскохозяйственной деятельности равноценно сохранению жизнедеятельности этих территорий и государство обязано решать эту задачу. Но тогда критерии отбора должны быть качественно другими, в том числе и учитывать и уровень общей депрессивности региона. Но это не отраслевая, а общеэкономическая межведомственная задача, в которой свое место должно найти и сельское хозяйство.

Но пока получилось, то, что получилось — государство официально заявляет об инвестиционной непривлекательности отрасли.

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.