Станислав Стандрик, член Общественного совета при Росрыболовстве, и.о. генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс»: «Роспродсеть — мировой опыт и российская специфика»
28 ноября 2013 в 10:29
В целях реализации задач по обеспечению населения морепродуктами мы вместе с Федеральным агентством по рыболовству осуществляем комплекс мероприятий по модернизации отраслевых объектов переработки, логистики, оптовой и розничной торговли.
Высокие санитарные требования и энергоемкость обуславливают наибольшие затраты на организацию торговли, транспортировки и хранения рыбопродукции сравнительно с другими видами продовольствия. Изучение мировой практики показало, что узкая специализация оптово-торгового звена исключительно на морепродуктах экономически неэффективна – движение отраслевой продукции от производителя к потребителю должно осуществляться по тем же каналам, что и другие продукты питания.
Анализ возможных путей улучшения логистики снабжения населения морепродуктами дает основания для вывода о том, что сегодняшнее состояние российской оптовой торговли продуктами питания замедляет экономический рост и препятствует решению задач Доктрины продовольственной безопасности страны.
Оптовое звено значительно отстает от производства и розницы и сдерживает их развитие.
«Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года», утвержденной приказом Мипромторга России от 31 марта 2011 г. №422 в числе пяти ключевых проблем торговой отрасли России выделяются недостаточная эффективность государственного регулирования (в том числе – отсутствие регулирования оптовых компаний, слабое вмешательство ФАС России, низкая степень регулирования процесса взаимодействия производителей и торговых организаций), недостаточный уровень развития инфраструктуры и проблемы развития малого бизнеса в торговле.
Наряду с отмеченными в этой Стратегии проблемами следует также отметить следующее.
Материальную базу оптовой инфраструктуры составляет большое число унаследованных от советского периода, небольших по размерам, разрозненных, устаревших морально и физически продуктовых складов, баз и рынков. Эти объекты не приспособлены к современным технике и технологиям, зачастую находятся в черте города, расположены вне сегодняшних направлений товарных потоков, а главное — не соответствуют потенциалу производства продуктов питания.
В отсутствие специального государственного регулирования большинство региональных оптовых рынков монополизировано частными структурами, что сопровождается ограничением доступа отечественных производителей, ростом цен и доли импортного продовольствия. Особенно страдают малые предприятия – производители сельхозпродукции и торговые компании, наиболее уязвимые в условиях существующих административных барьеров, проблем подключения к инженерным коммуникациям, доступа к помещениям и производственным площадям.
Это приводит к целому комплексу системных проблем в самых разных областях:
- сужению сбыта и объемов выпуска российских производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
- уменьшению доли рынка отечественной продовольственной продукции;
- завышению розничных цен;
- отсутствию контроля происхождения продуктов питания;
- непрозрачности ценообразования и расчетов;
- нелегальному наличному денежному обороту;
- усугублению транспортных проблем крупных городов;
- незаконной миграции и социальной напряженности.
В этих условиях, при отсутствии конкретных шагов на федеральном уровне, многие российские регионы, в первую очередь крупные городские агломерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) пытаются решать проблемы модернизации товаропроводящей инфраструктуры самостоятельно.
Так, в рамках мероприятий Петербургского экономического форума был дан старт проекту создания Агропромышленного парка Санкт-Петербурга с планируемым годовым грузооборотом в 1,3-3,2 млн тонн или 130-300 млрд руб. в стоимостном измерении. Соответствующий меморандум был подписан губернатором Санкт-Петербурга, подведомственным Росрыболовству Федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы», ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», государственной компанией Испании Mercados Centrales de Abastecimientos, S.A. (Mercasa).
Аналогичные петербургскому проекты разрабатываются правительствами Москвы и Московской области. Приступили к проработке вопроса Казань, Ростов-на-Дону, Пермь.
B большинстве развитых стран розничное снабжение населения и сектора общественного питания продовольственной продукцией опирается на крупные специализированные оптовые производственно-торговые комплексы. Эти комплексы обрабатывают от 20% до 60% продовольственного грузооборота, и создаются и управляются при активном участии и под контролем государства в лице как федеральных, так и местных властей.
На сегодняшний день наиболее успешной в мире может быть признана модель испанской государственной компании Mercasa, которая создана на основе специального закона в 1965 г. «в высоких целях снабжения населения Испании качественными продуктами питания» и имеет успешный полувековой опыт управления 23-мя региональными продовольственными комплексами в Испании во взаимодействии с местными властями и ассоциациями производителей и оптовиков. Годовой объем заключаемых сделок превышает 10 млрд евро. Предприятие является прибыльным при минимальном увеличении конечной цены продукции. Кроме того, Mercasa приняла участие в создании и управлении аналогичными объектами на территории пятнадцати стран.
Строительство и функционирование в Российской Федерации региональных комплексов такого рода без участия федеральных органов власти не позволит системно решить целый блок вопросов: сквозной контроль происхождения и качества продукции, доступ к сбыту отечественных производителей, прозрачность ценообразования, легальный денежный оборот, создание единой в масштабах страны системы перемещения больших партий продуктов питания.
В сотрудничестве с Mercasa мы разработали концепцию федеральной сети центров оптовой торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения «Российская продовольственная сеть» — Роспродсеть, включая пилотный проект в Санкт-Петербурге и проект в Московском регионе. Именно эта концепция легла в основу вышеуказанного проекта «Агропромышленного парка Санкт-Петербурга». Концепция Роспродсети была поддержана Минэкономразвития, Минпромторгом, администрацией Московской области.
Ключевыми особенностями создания и функционирования Роспродсети являются:
- специальное законодательное регулирование на федеральном и региональном уровне;
- создание региональных комплексов по единым федеральным стандартам с учетом специфики конкретных регионов, с объединением в единую сеть;
- государственный контроль через участие специализированной федеральной государственной компании совместно с региональными властями в уставных капиталах и администрировании операторов региональных комплексов;
- приоритет государственного контроля в обеспечении соблюдения стандартов функционирования комплексов без вмешательства в хозяйственную деятельность производителей, оптовиков и сервисных компаний;
- организация системы идентификации и контроля за перемещением сельскохозяйственной продукции для обеспечения эффективного ветеринарного и фитосанитарного контроля с соблюдением принципа «единого окна»;
- концентрация в рамках единого комплекса производства, торговли, предпродажной подготовки, финансовых, логистических и других необходимых сервисов;
- финансирование преимущественно за счет внебюджетных источников и использования механизмов государственно-частного партнерства.
Реализация проекта должна привести к ощутимым положительным социально-экономическим результатам в масштабе экономики в целом, а именно:
- ускорению темпов экономического роста в размере до 0,1-0,3%;
- увеличению ВВП до 0,3 — 0,5% в год в сопоставимых ценах;
- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и социальные фонды на 100 — 150 млрд руб. в год;
- увеличению инвестиций в основной капитал на 250–350 млрд руб. в течение 5 – 7 лет;
- увеличению занятости (около 200 тыс. современных рабочих мест без учета косвенной занятости);
- сведению к минимуму незаконной трудовой миграции и бесконтрольного денежного оборота;
- переходу на безналичный расчет в сфере оптовой торговли продовольственной продукцией;
- формированию справедливой рыночной цены и как следствие — снижению цен на основные продукты питания до 15-20% по отдельным позициям;
- увеличению доли отечественной продукции на продовольственном рынке, созданию резервных региональных центров хранения продуктов питания;
- укреплению единого экономического пространства от Калининграда до Дальнего Востока.
В конечном итоге будет оказано значительное содействие решению задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по надежному обеспечению населения страны продуктами питания, развитию отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Для реализации проекта необходимо осуществить следующие первоочередные шаги:
1. Создать или наделить полномочиями федеральную государственную компанию, которая совместно с региональными властями учредит управляющие компании в регионах и будет обеспечивать соблюдение общегосударственных интересов и единых федеральных стандартов в процессе создания и функционирования региональных комплексов.
2. Разработать и утвердить нормативную базу о деятельности оптовых центров торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения.
3. Разработать и утвердить государственную программу, предусматривающую меры административной поддержки и предоставления льгот инвесторам без прямого бюджетного финансирования.
ПродMag
Читайте также:
|