Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза; Александр Корбут, вице-президент РЗС:
Как «повязали» несвязанную поддержку

1 января 2014 в 13:18
RZS_logo

Использование несвязанной поддержки доходов в рамках выплат погектарных субсидий является новым и рациональным путем совершенствования всей системы государственного регулирования сельского хозяйства после присоединения России к ВТО.

В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству ВТО меры внутренней поддержки, в отношении которых не действуют требования по сокращению, «должны отвечать важнейшему требованию: не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство», осуществляться непосредственно из бюджета (включая невостребованные правительством доходы), и не вести к поддержанию цен производителей.

При этом сумма выплат по «несвязанной» поддержке доходов не должна быть увязана с объемами производства и ценами на сельхозпродукцию, а также с задействованными факторами производства (то есть, для получения таких выплат в предельном состоянии производство вообще не требуется), и «право на такие выплаты определяется четко установленными критериями, такими как доход, статус как производителя или землевладельца, степень загрузки или уровень производства в определенный и фиксированный базовый период».

В рамках Госпрограммы на 2013-2020 годы предусмотрено основное мероприятие «Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства», которое предполагает замену большей части мер поддержки поставок ресурсов сельхозпроизводителям (компенсации на закупку минеральных удобрений и средств защиты растений, льготные цены приобретения горюче-смазочных материалов и др.) выплатами,  несвязанными с производственными показателями в расчете на 1 га посевных площадей.

Реализация этого мероприятия была обеспечена в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1431, которым были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Правила). В соответствии с Правилами субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур. Вместе с тем, цель мероприятия Госпрограммы «поддержка доходов» выпала из сферы рассмотрения настоящего Постановления.

Размер субсидий увязывается с уровнем интенсивности использования посевных площадей и показателем почвенного плодородия (рассчитывается на основании результатов государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения) и вводится понятие минимальная ставка субсидии на 1 гектар посевной площади в Российской Федерации.

В целом данные Правила обеспечивают распределение субсидий в рамках норм несвязанной поддержки ВТО, но существует и определенное противоречие, в частности увязывание объемов субсидий с «уровнем интенсивности использования посевных площадей», который определяется как отношение объема производства продукции растениеводства к посевной площади, что вступает в противоречие с пп. (b), (d) и (е) пункта 6 Приложения 2 Соглашения по сельскому хозяйству и может стать основанием для опротестования в ВТО отнесения данных средств поддержки к «зеленой корзине», а невозможность их перевести в отношении конкретного вида продукции не позволяет использовать и принцип “де миниус”. Так что получилась классическая мера из желтой корзины, но и то не вредно для отрасли, и за эту поддержку стоит поблагодарить.

Формула оценки интенсивности, а соответственно и результативности поддержки, построена таким образом, что становится выгодно занижать посевные площади и завышать урожайность сельхозкультур.

Для оценки почвенного плодородия определено использование исключительно данных «государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», но при существующих темпах этих работ актуализированный срез ситуации по стране не менее чем за 5-8 лет. Следует отметить, что эта задача могла бы быть решена путем аккредитации частных компаний, которые выполнили бы эту работу на коммерческих условиях с последующей компенсацией затрат сельхозпроизводителей из средств федерального бюджета. Также инновационно продвинутые компании самостоятельно и за собственный счет проводят эту работу (иначе они не могут реализовать современные технологии), но их данные не могут быть привлечены для оценки ситуации. При этом формула расчета такова, что формируется явная заинтересованность в искажении результатов — чем меньше плодородие, тем выше субсидия на 1 га.

Вполне резонно, что Правила отнесли к компетенции региональных органов власти адресное предоставление средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства и установление ставок поддержки на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Вместе с тем, в рамках существующей системы распределения бюджетных полномочий неизбежны существенные различия масштабов поддержки, связанные с бюджетообеспеченностью региона и отношением региональных властей к аграрному сектору. При этом в зависимости от бюджетной обеспеченности региона в различные годы масштабы федеральной поддержки могут меняться в широком диапазоне, вплоть до отказа в ее предоставлении, если регион по каким то причинам будет неспособен обеспечить софинансирование. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95% и ниже 50% расходного обязательства. Если установление нижней границы вполне резонно, то верхняя граница, ограничивающая возможности и права региона по поддержке не логична.

Необходимо отметить, что, подготовив Правила, Минсельхоз России ограничил исполнение своих функций распределением «федеральных денег», самоустранившись от формирования рациональной аграрной политики в субъектах Российской Федерации. В результате региональное нормотворчество сделало «несвязанную поддержку» весьма специфической, а доступ к ней искусственно осложненным.

Так, сформировалось разночтение в данных о посевных площадях — в Курской и Ростовской областях субсидии предоставляются по данным о посевной площади за  прошлый год, в Нижегородской области и Республике Мордовия — на основе отчетов о фактических площадях посевов в текущем году и если посевные площади в текущем году сократились – субсидию придется вернуть.

В Алтайском крае базой для начисления субсидий в первом полугодии текущего года является посевная площадь указанных культур в предшествующем году, а во втором полугодии текущего года уже фактические посевные площади и, если они окажутся меньше прошлогодних то средства поддержки подлежат возврату пропорционально уменьшению посевной площади. При этом условиями предоставления субсидий также являются: обеспечение в предшествующем году среднемесячного уровня оплаты труда  одного работающего не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Алтайском крае; отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы и недоимки в бюджет, отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений на территории в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения. Если же сельхозпроизводитель занимался производством кормов на орошаемых участках, они должны представить дополнительно «расшифровку затрат на электроэнергию и топливо, использованные при поливе, справку о потребленных при поливе электроэнергии и топливе; копии платежных документов, подтверждающих приобретение электроэнергии и топлива; акт использования средств химизации по форме № 420-АПК; копии платежных документов, счетов-фактур и товарных накладных, подтверждающих приобретение минеральных удобрений». Помимо этого ставки субсидий корректируются в зависимости от среднемесячного уровня оплаты труда одного работающего в предшествующем году.

В Оренбургской области для получения субсидии от заявителя требуется отсутствие задолженности по налогам и сборам, по договорам финансового лизинга, поставки продукции в региональный продовольственный фонд и погашения товарного кредита 1996 года!!!

В Омской области, помимо задолженности по налогам и сборам, условиями доступа к субсидиям является требование высева семян зерновых культур (а почему другие не включены?) с сортовыми и посевными качествами соответствующими требованиям ГОСТА, и сохранение пощади пашни на уровне не менее прошлого года.

В Краснодарском крае, помимо прочего, заявитель, претендующий на субсидии, должен предоставить акты агрохимического и экологического обследования (но их выполняет региональная госструктура?), а в случае наличия посевной площади удобренной органическими удобрениями – сводный реестр о внесении органических удобрений и расшифровать выручку по видам деятельности.

В Башкортостане ставка субсидий дифференцируется в зависимости от факта приобретения минеральных удобрений в текущем году и  помимо прочего требуются «копии документов, подтверждающих фактическое приобретение и оприходование минеральных удобрений в текущем году (договоров на поставку, счетов-фактур, накладных на приобретение и оприходование, выписки и платежные поручения, заверенные кредитными организациями)», одновременно введено явно не правомочное ограничение круга получателей субсидий субъектами не только имеющими посевные площади, но и «зарегистрированным на территории Республики Башкортостан».

Возникает вопрос — «Зачем все это и какое отношение это имеет к несвязанной поддержке?»

При этом перечень документов на предоставление субсидий в ряде регионов включает в себя массу форм статотчетности, которая уже была сдана ранее сельхозпроизводителями, имеется в региональных органах власти и может быть получена ими самостоятельно. Правда стоит отметить, что во многих регионах предусмотрено, что если копии официальной статотчетности не представлены, то они будут запрошены органами АПК, хотя, почему это нельзя сделать сразу, как это делают другие субъекты Российской Федерации, не вполне ясно.

В целом анализ практики погектарной поддержки позволяет отметить, что попытка формального решения вопроса о переносе части поддержки в «зеленую корзину»:

- не дала ответ на заявленную Госпрограммой цель — поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (это понятие вообще исчезло из всех документов);

- заявленная в Постановлении Правительства цель субсидий — «возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ», также не может быть достигнута, так как масштабы субсидий никоим образом не связаны с уровнем производимых затрат. В результате отсутствует взаимосвязь между масштабами внедрения новых технологий и объемами поддержки, что ставит в худшие условия эффективные хозяйства;

- используемые подходы для распределения субсидий и оценки их эффективности могут стимулировать искажение статистической отчетности;

- уравнительный подход при доступе к средствам стимулирует патернализм у неэффективных хозяйствующих субъектов, большая часть из которых не проводила и не будет проводить работу по повышению плодородия почв и совершенствованию технологий;

- региональное нормотворчество «связало» несвязанную поддержку массой дополнительных условий и ограничений, в том числе прямо противоречащих Соглашению ВТО по сельскому хозяйству, и создает почву для неформальных договоренностей и избирательной поддержки. При этом целью может являться как попытка решить свои внутренние задачи в других сферах экономической жизни сельского хозяйства и бюджета за счет давления на сельхозпроизводителей, так и механизм отсечения значительной части получателей от доступа к субсидиям, чтобы не оказаться в состоянии неисполнения обязательств;

- политика дублирования сбора уже имеющейся в регионе статистической отчетности и всевозможных ограничений ведет к отвлечению работников сельхозпредприятий от основой деятельности;

- весьма вероятно, что заинтересованные стороны в ВТО проведя анализ нашего регионального законодательства вполне обоснованно отметят, что данная форма поддержки не может быть отнесена к несвязанной поддержке и потребуют пересмотра отчетов об исполнении обязательств России в рамках «желтой корзины».

В целом надо признать, что попытка прямолинейного «калькирования» подходов  развитых аграрных экономик ЕС, которые, к тому же, имеют более широкие возможности по размерам несвязанной поддержки, носит «виртуальный характер» и недостаточна для стимулирования внедрения новых технологий, к тому же является дискриминационной для развивающихся хозяйств, которые ориентированы на технологическую модернизацию.

В современной ситуации необходим приоритет поддержки конкурентоспособных хозяйств, реализуемый при распределении погектарных выплат  в соответствии с произведенными затратами на производство продукции, что, кстати, будет соответствовать заявленной цели субсидирования «возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ».

Реализация данного решения может быть обеспечена при следующих подходах:

- установление уровня погектарных субсидий на всей территории Российской Федерации, взаимоувязанного с производимыми затратами на обработку почвы и поддержание земель в надлежащем состоянии;

- установление уровня отсечения для получателей субсидий исходя из уровня затрат при реализации упрощенных технологий в базовый период, что соответствует п.6 (а) приложения 2 Соглашения по сельскому хозяйству (например, по зерновым культурам – затраты около 6000 рублей на гектар). Для того чтобы не было опротестования данной меры в соответствии с нормами ВТО этой категории хозяйствующих субъектов предоставляется минимальная субсидия на 1 га посевных площадей в размере 45-55 рублей и должна проводится независимо от возможностей софинансирования по всей территории страны;

- для других хозяйствующих субъектов вводится поправочный коэффициент для выплаты субсидий исходя из принципа эскалации – чем выше затраты, тем больше субсидия, до установленного предельного уровня затрат, свыше которого субсидии устанавливаются по плоской шкале (для зерновых культур – 12000 рублей на га);

- сумма субсидий ежегодно индексируется в соответствии с ростом стоимости ресурсов для сельского хозяйства;

- на федеральном уровне следует установить исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидий и запретить запрос документов, ранее представленных сельхозпроизводителями в органы власти (включая органы статистики и налоговые органы) и местного самоуправления;

- Минсельхоз России должен разработать модельный нормативный акт региона по вопросам доступа и порядка получения средств поддержки, чтобы реально влиять на формирование рациональной аграрной политики в субъектах Российской Федерации;

- снять верхнюю границу софинансирования субсидий за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, что позволит расширить возможности маневра средствами и оперативно решать на местах вопросы поддержки доходов сельхозпроизводителей (по аналогии с повышенными выплатами на Дальнем Востоке).

ПродMag

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.