Важнейшие новости

Все новости

14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше
12:24 16 мая↓ В РФ появится хлеб с пониженным содержанием соли
14:04 14 мая↓ Производители молочной продукции предупредили о возможных перебоях в поставках с июля
13:43 Минсельхоз РФ не намерен дополнительно ограничивать ввоз продуктов для личного пользования
13:20 Роскачество проверило плавленые сыры
12:02 7 мая↓ В России готовят запрет на одноразовую пластиковую посуду
13:22 3 апреля↓ Около 113 млн человек в мире испытывают острую нехватку продовольствия
13:22 29 марта↓ Увеличение квоты на ввоз томатов из Турции не окажет влияния на рынок РФ
13:18 «Руспродсоюз» не ждет скорого снижения цен на помидоры и капусту в РФ
13:12 Эксперты объяснили экономию россиян на продуктах и лекарствах

Россельхознадзор готов защищать национальные интересы России и на площадке ВТО

7 апреля 2014 в 16:36
Rosselhoznadzor_ES_1
Раздел: Новости

В конце минувшей недели Еврокомиссия распространила в СМИ заявление о своем намерении обратиться в ВТО с иском об отмене ограничений на поставки продукции свиноводства, введенными странами Таможенного союза в связи с проникновением африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Евросоюза.

Озвученной причиной иска при этом является то обстоятельство, что Евросоюз лишился возможности поставить в Россию 700 тыс. тонн свинины на сумму €1,4 млрд в год. По словам представителя генерального директората Еврокомиссии по торговле, «стало очевидно, что несмотря на все наши усилия, ЕС истощил все свои дипломатические возможности для разрешения проблемы запрета непропорционального запрета Россией европейской свиноводческой продукции. У ЕС нет больше другого выбора на этой стадии, кроме как предпринять юридические действия против России в ВТО в самое ближайшее время».

В связи с этим, Россельхознадзор РФ отмечает, что решение проблем обеспечения биологической безопасности при взаимной торговле возможно не путем оказания давления с использованием «дипломатических возможностей», а исключительно выработкой взаимоприемлемых решений на уровне компетентных государственных органов. При этом эмоциональность заявлений, поступающих из Брюсселя с начала первых вспышек АЧС на территории Евросоюза, заведомо контрпродуктивна.

Задолго до проникновения вируса АЧС в Евросоюз, начиная с распространения заболевания с территории Грузии в 2007 году на соседние страны, Россельхознадзор РФ многократно предупреждал Еврокомиссию об угрозе для всего Европейско-Азиатского биологического пространства. После заноса заболевания на территорию России, Россельхознадзор уведомил Еврокомиссию о том, что по заключению экспертов, существует весьма высокий риск распространения АЧС в Евросоюз двумя путями — южным, через территорию Украины, и северным, через территорию Белоруссии. Было предложено консолидировать международные усилия в борьбе с дальнейшим распространением заболевания.

Предупреждения об угрозе, как и предложения о совместной борьбе с заболеванием, Еврокомиссией были оставлены без внимания. Никакие действия по защите стран Балтии и Польши Евросоюзом не были предприняты даже после вспышек АЧС в непосредственной близости с границами этих стран, на территории Белоруссии.

После первой же вспышки АЧС в Литве, Еврокомиссия заверяла Россельхознадзор в том, что принятые ею меры позволяют говорить о том, что ситуация ею контролируется полностью, и новые вспышки заболевания на территории Евросоюза исключены. Однако, уже через неделю была зарегистрирована новая вспышка — на территории Польши.

После вспышек заболевания на территории Литвы и Польши, Россельхознадзор РФ предложил Еврокомиссии для обеспечения безопасности поставок продукции свиноводства с территории ЕС провести научно обоснованную и эквивалентную мерам, применяемым самой Россией и ее партнерами по Таможенному союзу, регионализацию по заболеванию, а также провести переговоры по согласованию новой формы ветеринарного сертификата между Еврокомиссией и комиссией Евразийского союза. Еврокомиссия не приняла ни одно из этих предложений, что завело ситуацию с обеспечением безопасности поставки европейской продукции свиноводства в страны Таможенного союза в тупик.

Вместо научно обоснованной регионализации, эквивалентной по эффективности регионализации, применяемой в самом Таможенном союзе, Еврокомиссия предложила свою схему, предусматривающую введение ограничений на поставки продукции свиноводства лишь из 30-километровой зоны вокруг вспышек заболевания. Россельхознадзор же, принимая во внимание проникновение возбудителя заболевания в дикую природу и крайне низкий уровень биологической защиты на большинстве европейских свиноводческих предприятий, предложил ограничить поставки свинины и другой продукции свиноводства, с территории стран, в которых уже зарегистрированы вспышки заболевания, и с территории граничащих с ними государств, до проведения взаимоприемлемой программы регионализации. Это предложение Еврокомиссией принято не было.

Не было принято и предложение Россельхознадзора о немедленном начале переговоров между Еврокомиссией и комиссией Евразийского союза о согласовании новой формы ветеринарного сертификата взамен действующего, гарантирующего безопасность в отношении АЧС со всей территории ЕС за исключением Сардинии. Вследствие этого, несмотря на то, что прямые ограничения введены лишь на поставки продукции свиноводства из Польши и Литвы, страны Евразийского союза не могут принимать сертификаты старого образца как не отражающего изменившиеся реалии, от прочих стран Евросоюза.

Однако, до настоящего времени Еврокомиссия с просьбой о согласовании новой формы ветеринарного сертификата в комиссию Евразийского союза так и не обратилась. При этом Еврокомиссия предпочитает обращаться со своими запросами и предложениями по отдельности в Россельхознадзор и ветеринарные службы Белоруссии и Казахстана, игнорируя существование Евразийского сообщества государств.

Парадоксальность ситуации при этом состоит в том, что со своей стороны, Еврокомиссия крайне негативно относится к прямым контактам с Россельхознадзором ветеринарных служб отдельных стран ЕС, которые, принимая во внимание заинтересованность аграрного сектора экономики своих стран и их специфические особенности, готовы предоставить российской стороне дополнительные гарантии безопасности при поставках продукции с их территории.

Не ответила Еврокомиссия и на запрос Россельхознадзора РФ относительно поставок продукции свиноводства из стран Евросоюза, к настоящему времени пострадавших от вспышек АЧС, в другие страны Европейского сообщества. Опасность при этом состоит в том, что даже в готовой продукции, полученной от инфицированных животных, вирус АЧС может сохранять жизнеспособность в течение весьма длительного времени, и вызывать вторичные вспышки заболевания при попадании пищевых отходов в корм домашних свиней или диких кабанов.

Отсутствие эффективной системы прослеживания перемещения пищевой продукции по территории Евросоюза, убедительно продемонстрированное недавним скандалом с попаданием в пищевую цепочку человека огромного количества небезопасной конины из неустановленного источника, делает возможность дальнейшего распространения заболевания с перемещаемой продукцией весьма вероятной.

Серьезные опасения у экспертов возникают и в связи с озвученным новым руководством минсельхозпрода Украины решением Еврокомиссии о снятии ограничений на торговлю мясной продукцией с этой страной. При этом, речь идет о поставке Украиной в Евросоюз в год 200 тыс. тонн мясной продукции, включая свинину и готовую продукцию из нее. В то время, как аналитики мясной отрасли стран ЕС оценивают риски для европейских фермеров, связанных с поступлением большого количества конкурирующей продукции, а также для мелких и средних украинских производителей мясной продукции, вынужденных войти в жесткое конкурентное взаимодействие с европейскими производителями, Россельхознадзор РФ обеспокоен вероятностью дестабилизации биологической обстановки на территории ЕС в связи с тем, что Украина также не является страной, свободной от АЧС.

Отсутствие конструктивной позиции Еврокомиссии уже привело к тому, что российские импортеры продукции свиноводства вынуждены интенсифицировать поставки с других континентов.

В последнее время в прессе западных стран появились попытки выдать предпринятые Евразийским союзом ограничительные меры за ответные действия России на санкции Евросоюза после известных событий на Украине и итогов референдума в Крыму. При этом игнорируется тот факт, что защитные меры после вспышек АЧС в ЕС были предприняты Россельхознадзором задолго до дестабилизации политической жизни на Украине.

В отсутствие реальных шагов со стороны Еврокомиссии по обеспечению биологической безопасности стран-импортеров, ее требование о немедленной отмене введенных защитных ограничительных мер в связи лишь с тем, что Евросоюз ежедневно теряет из-за введенных ограничений по €4 млн в день, представляется крайне несостоятельным. Вместе с тем, Россельхознадзор РФ готов и впредь защищать национальные интересы России в сфере своих государственных полномочий, в том числе и на площадке ВТО. В то же время, он выражает опасение, что решение проблемы этим путем, принимая во внимание существующие прецеденты, может занять весьма долгое время.

При этом, Россельхознадзор РФ считает нелишним напомнить, что попытки переместить решение проблем обеспечения биологической безопасности в политическую или торговую плоскость, заведомо бесперспективны и могут лишь существенно затянуть их успешное разрешение.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

20 апреля
elena-skrynnik

Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, в этом уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики.

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]