Более-менее благополучно выглядит только Центральный федеральный округ, если это, конечно, можно назвать «благополучием»: из 41 млрд требуемых рублей его аграрии получили на посевную только пять с половиной. По другим округам картина удручающая: Южный федеральный — надо 28 090,3 млн рублей, выдали 3 305,59; Приволжский ФО - надо 48 269,1 млн, нашлось 5 474,75 . Не вызывает опасений только Крым: его сельское хозяйство требует всего миллиард заемных средств и не получило до сих пор от банков ни копейки в виду сложностей переходного периода. Однако, вряд ли Москва позволит грустить крымским земледельцам по этому поводу: по данным федеральных властей, с момента присоединения, в Крым уже было вложено свыше 125 млрд рублей.
В СКФО потребность в сезонных кредитах удовлетворена лишь на 7,8%, на Дальнем Востоке - на 4,2%.
При этом, если говорить о рублевой массе, то оба главных кредитора российских крестьян — Сбербанк и Россельхозбанк — не только выполнили, но и перевыполнили планы по размерам кредитных портфелей в текущем году.
Судите сами (цифры Минсельхоза): по данным на третье марта Россельхозбанк выдал 5 137,81 млн рублей, что на аналогичный период 2014 года составляет 102,34%. Сбербанк выглядит скромнее, в некоторых регионах (на Урале, Дальнем Востоке и в Крыму) он с начала года не выдал сельхозтоваропроизводителям ни копейки (!), но в целом выдал 4 459,86 млн рублей и это на 11% больше прошлогодних показателей.
Всему виной девальвация рубля и подскочившие цены. Всего российские аграрии с января по июнь планировали получить у банкиров 174 750,3 млн рублей, а получили пока что 19 597,68 млн, т. е. 11% от необходимого.
И это при том, что банки уже получили внушительную помощь от государства и могут рассчитывать на дальнейшую благосклонность властей.
На совещании «О банковской системе», которое прошло на прошлой неделе, премьер-министр Дмитрий Медведев это публично пообещал финансистам
«Конечно, на поддержку государства могут рассчитывать, прежде всего, те, кто активно работает с реальным сектором экономики, то есть с промышленностью, сельским хозяйством», - сказал Медведев и пояснил, почему: - Наша цель - облегчить доступ к кредитам тех предприятий, которые работают в наиболее приоритетных и наиболее сложных условиях».
На докапитализацию этих банков, по словам премьера, власти выделили фантастическую сумму — триллион рублей. Но в банках денег для аграриев по-прежнему нет.
Причем, не могут получить кредитов не только мелкие предприятия.
«В банках нет ликвидности. Сейчас Сбербанк не может выдать нам - предприятию, которое имело бланковый кредит на полтора миллиарда рублей, кредит на 200 млн. При том, что кредит у нас полностью закрыт, мы сейчас ноль должны Сбербарку, - они сейчас три месяца пытаются выдать нам кредит», - рассказал Agro2b в начале марта глава «Щелково Агрохим» Cалис Каракотов.
В то же время, по словам министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, за первые два месяца 2015-го года из бюджета на нужды села было направлено более 98,5 миллиардов рублей, что в три раза больше прошлогоднего объема господдержки. Речь идет прежде всего о программах субсидирования. Но, не получая новых кредитов, селяне не могут воспользоваться этой поддержкой. Миллиарды рублей обречены оставаться на счетах регионов, в то время, когда крестьянам сейчас ценен каждый рубль: подорожавшие удобрения, семена, бремя прежних кредитов.
Все это закончится печально для продовольственного тыла страны, которая сама себя отрезала от продуктового импорта и не развивает свое сельское хозяйство, считают эксперты.
По мнению директора ЗАО «Совхоз им. Ленина» Московской области Павла Грудинина, проблемы не в санкциях, а в экономическом курсе властей.
«Нужно направить инвестиции в сельское хозяйство, иначе производство расти не будет, зато вырастут цены. Сейчас реальный сектор агропромышленной экономики не поддерживается, а поддерживаются только банки. В результате, общий долг российского сельского хозяйства превысил уже 2 триллиона рублей! В этом году сельхозпроизводители почти не берут кредиты на посевную. Это приведет к уменьшению посевных площадей и, соответственно, к нехватке отечественных продуктов», — уверен Грудинин.
Он предупреждает: «заморозка» цен в магазинах — не более, чем спектакль. Цены застыли на максимальных значениях, дороже эти продукты просто покупать не будут и начнется сокращение производства. В то время как Россия вроде бы делает все возможное, чтобы наоборот — нарастить производство. Правда, все ли она делает верно.