Александр Фомин, заместитель председателя Совета директоров Союза «Росземпроект»: «Такой закон выведет более половины сельскохозяйственных земель России из-под контроля Россельхознадзора»
19 сентября 2012 в 12:55
В Госдуме уже идет работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (№ 50654-6).
По мнению многих экспертов, принятие этого документа может привести к тяжелым последствиям для сельского хозяйства. 21 сентября этому документу дадут оценку на совместном заседании Агробизнес-клуб под водительством Геннадия Горбунова и АССАГРОС вместе с комитетом ТПП РФ по развитию АПК под председательством Виктора Семенова. Слово эксперту, который готовил заключение по этому земельному законопроекту.
Александр Фомин: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (№ 50654-6) предполагает существенное изменение государственной земельной политики, а именно ликвидацию статуса «вид разрешенного использования» в отношении земель сельскохозяйственного назначения, составляющих 25% площади России.
Подобная ликвидация приведет к тому, что по всей стране, особенно вокруг крупных городов, где уже утверждены схемы территориального планирования (градостроительный регламент), собственники сельскохозяйственных земель, независимо от степени плодородия земель, смогут без дополнительных согласований (в отсутствие выполненных требований сельскохозяйственного зонирования, устанавливаемых новыми положениями сельскохозяйственного регламента), по своему усмотрению изменять экономическое использование земель, например, осуществлять на них жилищное строительство.
Такая система позволяет, по сути, вывести более половины сельскохозяйственных земель России из-под контроля Россельхознадзора.
Предлагаемый вариант редакции законопроекта направлен на явное ослабление роли государства в земельной политике посредством передачи государственных полномочий в отношении национального ресурса — плодородной земли — на уровень спонтанного, рыночного регулирования. Он противоречит принятым ранее принципам формирования специального правового режима таких земель и создает серьезные риски потери значительной части сельскохозяйственных угодий, обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности России на мировых рынках аграрно-промышленной продукции.
В результате принятия подобного законопроекта, мы столкнемся с лавинообразным нарастанием отрицательных последствий:
1. Отсутствие ответственности землевладельцев за ненадлежащее использование сельхозземель и охраны их плодородия;
2. Возможность масштабной скупки сельхозземель и их узаконенной беспрепятственной консервации без ведения аграрного производства;
3. Срыв выполнения доктрины продовольственной безопасности России, невыполнения задач по импортозамещению, возможность попадания государства под влияние узкого сообщества крупных землевладельцев, которые часто являются аффилированными структурами иностранных компаний;
4. Невозможность государственного регулирования земельных отношений в отношении половины российских плодородных земель;
5. Возникновение серьезных противоречий с новой редакцией ФЗ «О землеустройстве», проект которой был одобрен 6 декабря 2011 года Советом по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения Минсельхоза России, предлагающий введение порядка классификации и сельскохозяйственного зонирования земель сельскохозяйственного назначения для целей защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях ВТО (новый сельскохозяйственный регламент).
Для возможности отмены особой категории в отношении земель сельскохозяйственного назначения и перехода к другим принципам территориального планирования, по примеру развитых стран мира, должно быть осуществлено сельскохозяйственное зонирование и разработаны схемы землеустройства, в том числе, включающие оценку местонахождения и площадей низкоплодородных земель, которые, по решению администраций субъектов РФ, могут быть использованы для целей жилищного и промышленного строительства, что на сегодня не выполнено ни в одном субъекте.
ПродМаg
Читайте также:
|