|
Дмитрий Медведев: Законопроект о любительском рыболовстве хорошо проработан
27 декабря 2012 в 17:35
Сегодня состоялось заседание Правительства РФ, которое провел Премьер-министр Дмитрий Медведев. По информации правительственной пресс-службы, на заседании рассматривались, в том числе, проекты ФЗ «О любительском рыболовстве» и ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
О проекте федерального закона «О любительском рыболовстве»
Законопроектом закрепляется право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, а также осуществлять любительское рыболовство по именным разрешениям рыболова для добычи (вылова) водных биоресурсов в отношении ценных и особо ценных видов водных биоресурсов на природном водоеме (или его части) и по договорам возмездного оказания услуг для осуществления рекреационного рыболовного хозяйства.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством.
Поскольку рыбохозяйственные организации имеют право, а не обязанность реализовывать свою продукцию на товарных биржах в соответствии с Законом Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле», а с 1 января 2013 г. на организованных торгах в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», разработка акта Правительства, устанавливающего порядок реализации на товарных биржах уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, признана заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нецелесообразной.
В этой связи Правительством Росрыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено обеспечить подготовку и внесение в Правительство соответствующего проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, представленный законопроект предусматривает исключение из части 35 статьи 19 Закона о рыболовстве слов «в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».
Во вступительном слове Д.Медведев отметил, что законопроект «О любительском рыболовстве» хорошо проработан.
«У нас в стране миллионы людей увлекаются любительской рыбалкой, и это часть нашего отдыха, да и нашей жизни, по сути. Законопроект «О любительском рыболовстве» – это результат совместной работы законодателей, общественных организаций и тех, кто вообще интересуется этим делом. Он прошел многократные публичные обсуждения и представлен на рассмотрение Правительства уже после проработки замечаний и дополнений.
Самое главное, что хочу сказать: рыбная ловля как отдых, как хобби остается доступной и бесплатной для всех без исключения граждан, а абсолютное большинство (90%) водного фонда будет свободно от каких-либо коммерческих обременений. Так что проблем у тех, кто любит посидеть с удочкой, быть не должно. Но, естественно, мы предъявляем и определенные административные требования – специальные разрешения, особенно это касается вылова ценных пород рыб», — сказал Д.Медведев.
Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров принял участие в заседании Правительства. Н.Федоров в своем выступлении отметил, что в положениях документа содержатся принципиальные нормы о непосредственном участии граждан в регулировании любительского рыболовства. Тем самым преследуется и задача-максимум: дебюрократизировать рыбную отрасль, повысить ее открытость.
Из выступления министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова на заседании Правительства РФ 27 декабря 2012 г.:
«Во вступительном слове, по сути, Вы, Дмитрий Анатольевич, уже объяснили, что рыбак в России – больше, чем рыбак…
И сухая дефиниция «рыбалки» из энциклопедии – «любительское занятие рыбной ловлей» – не может передать всего богатства смыслов, вкладываемых в это слово россиянами. Данное занятие, не просто пополняющее продовольственные запасы семей, но и приносящее немалое удовольствие, обросло обрядами и мифами, стало частью культуры народов России. Рыбалка давно уже modus vivendi – образ жизни. И источник вдохновения для писателей, художников, теперь и режиссеров.
По экспертным оценкам до 25 миллионов человек в нашей стране занимаются любительским рыболовством. И это – люди активные, по-своему сплоченные. Свидетельство тому – массовые общественные волнения, возникшие в прошлом году. Граждан возмутили попытки ввести плату за рыбалку, а также неограниченное предоставление водоемов для рыбопромысловых участков, где предприниматели взимали плату не за услуги, а фактически, за право вылова рыбы.
Детальное изучение «клевого» вопроса выявило, что в законодательстве любительское рыболовство регламентировано плохо. Отсюда и ряд появившихся проблем. Перечислю некоторые из них:
- в отдельных регионах платными стали традиционные места рыбалки;
- участки для платного рыболовства формировались на максимальных площадях водных объектов вблизи населенных пунктов;
- предприниматели в действительности не оказывали гражданам реальных услуг при организации рыбалки, а лишь собирали плату за право лова;
- цены на путевки произвольно завышались, так же произвольно ограничивался доступ рыбаков-любителей к водоемам.
На фоне таких «перегибов на местах» сильным раздражающим фактором стала опубликованная в СМИ информация, о том, что якобы вся любительская рыбалка будет платной, что принесет в казну в 2,5-3 раза больше доходов, чем промышленное рыболовство. Следует признать, что при подготовке изменений в законодательство не учитывалось мнение населения, не прозвучали и публичные комментарии.
В результате распоряжением Росрыболовства от 06.04.2011 № 8-р. пришлось ввести «мораторий» на создание участков для любительского рыболовства.
Нужно отметить, что заметный вклад в подготовку нового законопроекта, прошедшего широкие общественные слушания, внесли жители России. В положениях документа содержатся принципиальные нормы о непосредственном участии граждан в регулировании любительского рыболовства. Тем самым преследуется и задача-максимум: дебюрократизировать рыбную отрасль, повысить ее открытость.
Законопроектом определен понятийный аппарат, установлен порядок организации любительского и спортивного рыболовства, формирования рыболовных участков и рекреационных хозяйств (ст.2). А самое важное — закреплены гарантии прав граждан на свободную и бесплатную рыбалку (ст.8). То есть не нужно будет платить за лов на водоемах общего пользования, за исключением отдельных случаев, когда необходимо именное разрешение, предусмотренное:
- при вылове включенных в Перечень особо ценных объектов лова (14 видов);
- при использовании сетных орудий лова;
- на ограниченных рыболовных участках, где предприниматели оказывают по договору реальные возмездные услуги, перечень которых утверждается Правительством. Что касается рекреационных рыболовных хозяйств, то предоставляемая для них акватория не должна превышать 10% всего водного фонда региона (ст.14).
Перечень таких участков готовят создаваемые региональными администрациями комиссии под руководством главы субъекта федерации. При этом в их в состав обязательно следует включать представителей сообщества рыболовов (и их должно быть не менее половины состава комиссии), а решение приниматься с учетом результатов общественного обсуждения.
Следует отметить, что на предпринимателей, заключивших договор пользования рыболовным участком, возлагаются обязательства проводить комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, зарыблению и рыбохозяйственной мелиорации (ст. 16-19).
Важной характеристикой законопроекта стало решение вопросов определения прав собственности на водные биоресурсы (ст.7), являющиеся объектами зарыбления, а также преодоление проблем, связанных с рыболовством на водоемах, где сырьевая база сформирована за счет зарыбления.
Чтобы не допустить высокого уровня изъятия водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства, признано необходимым нормирование вылова рыбы на одного рыбака-любителя (ст.9-10).
Законопроектом также предусмотрен порядок организации и проведения спортивных рыболовных соревнований (например, ограничения объема вылова не устанавливаются, а правила регулируются спортивным регламентом (ст.11).
Предлагается внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с введением госпошлины за выдачу именного разрешения (200 руб.) и установлением ставок сбора за объекты лова. Это позволит показать составляющую цены за такое разрешение и не даст возможность ее завышать.
Срок вступления закона в силу и переходного периода подлежит актуализации ко второму чтению в Госдуме.
Принятие закона не повлечет изменений полномочий органов государственной власти и не потребует дополнительных бюджетных расходов.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Законопроект носит технический характер и предусматривает приведение ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в соответствие с принятыми федеральными законами «Об организованных торгах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».
В действующей редакции Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» частью 3.5 статьи 19 установлено, что реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Ранее Росрыболовство вносило в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий исключение всей части 3.5 статьи 19.
В представленном законопроекте учтено мнение Минэкономразвития России, что исключение всей части 3.5 статьи 19 Закона о рыболовстве может восприниматься в обществе как запрет на реализацию рыбохозяйственными организациями своей продукции на товарных биржах (организованных торгах) и предлагается в части 3.5 статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» исключить только слова «в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».
Законопроект одобрен на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности».
Читайте также:
|
|
ПРОЕКТ ЗАКОНА О РЫБАЛКЕ. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
О ПЛАТЕ ЗА РЫБАЛКУ
1. Если место, где вы ловите, не принадлежит частнику, и в нем не водятся ценные виды рыб, то вы можете ловить удочкой свободно и бесплатно. Законопроект устанавливает, что таких мест должно быть 90 процентов водного фонда региона.
2. Если место, где вы привыкли ловить, теперь принадлежит частнику, то вы должны заплатить хозяину участка за «услуги». Под такие участки отдается 10 процентов водного фонда региона (раньше говорили 2,3,5 процентов). А так как в водный фонд региона входят также болота и ледники, то места, пригодные для рыбалки, могут составить как раз эти 10 % от водного фонда.
3. Если в реке или озере, где вы ловите удочкой, водятся «ценные» виды рыб, то вы должны получить у Росрыболовства именное разрешение, заплатив госпошлину — 200 руб. Для сравнения – юридические лица платят госпошлину 500 руб. Список «ценных» рыб: кета, горбуша, сима, кижуч, нерка, чавыча, микижа, семга, нельма, муксун, таймень. Если у вас есть именное разрешение, то нормы вылова для вас не действуют.
4.Если вы хотите рыбачить на частном рыболовном участке реки или озера, где водятся «ценные» рыбы, то кроме именного разрешения за 200 руб нужно будет еще заплатить за «услуги» хозяину участка.
5. Если вы хотите рыбачить сетью (там, где это разрешено), то вы тоже считаетесь по этому законопроекту рыболовом-любителем и должны купить именное разрешение. Интересно, что согласно этому же проекту продавать сети частным лицам нельзя, но если у частного лица есть именное разрешение рыболова, то можно.
О РЫБОЛОВНЫХ УЧАСТКАХ
Рыболовный участок — река, озеро, водохранилище или их части, а также карьер или выкопанный пруд, отданный в частные руки на 25 лет.
Хозяева рыболовных участков на реках, озерах, водохранилищах, карьерах и прудах берут плату за «услуги» на этих участках.
Раздачу участков контролируют губернаторы. Ограничений по раздаче популярных мест рыбалки в частные руки в законопроекте нет.
Список участков составляет утвержденная губернатором комиссия, в которой количество чиновников не должно превышать количество общественников. Общественниками считаются и представители ассоциаций владельцев РПУ. Права вето при голосовании в таких комиссиях общественные организации рыболовов не имеют.
ВЫВОД
Законопроект «О любительском рыболовстве» по сути очень близок к статье 24 «Закона о рыболовстве» из-за которой рыболовы вышли на митинги 26 марта 2011 года.