Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России: «Свиноводы заинтересованы в высокой цене, но это недальновидная политика»
15 января 2013 в 11:35
Российские производители свинины снизили отпускные цены в среднем на 5% в 2012 г. из-за увеличения импорта этого вида мяса, сообщил Минсельхоз.
Бизнес паникует и говорит о страшной угрозе со стороны европейских свиноводов. Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян рассказал ПродMаg’у, что снижение цен — большой плюс для всего рынка, но государству пора помогать свиноводам субсидиями, а не раздачей денег всем подряд.
Мушег Мамиконян: Согласованные условия участия России в международном розничном рынке существенно отличаются от того, что мы имели без ВТО. Многие недооценивают и некомбинированно смотрят на систему допуска на российский рынок мяса и мясопродуктов. Отраслевые лоббисты говорят каждый о своей отрасли, а общая картина выпадает.
Россия (под давлением или в поисках компромисса) пошла на существенные уступки в доступе на рынок готовых мясных изделий, что абсолютно нелогично с точки зрения взаимного уважения торговой политики. В ВТО обычно не принято, что продукция высокого передела имеет доступ на рынок страны с меньшими таможенными пошлинами, чем сырье для этого продукта. Представьте, что кто-то пускает к себе мебель дешевле, чем сырье для производства мебели. Это означает, что он «выносит» свою глубокую переработку вне зоны таможенного пространства. Такая ситуация произошли на российском рынке свинины и закреплена протоколами, но событие это отложено до 2015 г. Таможенная пошлина изменится с 0,45 евро за кг до 0,15 евро за кг — втрое снижается. Она будет пересчитана на цену, а, значит, пошлина составит около 7 %, а сейчас 9 %. Никто, включая переговорщиков, такого поворота не ожидал. Скорее всего, такое условие стало итогом лоббирования европейских производителей, которые хотят обеспечить рынок для отрасли в целом и своей мясоперерабатывающей промышленности в частности.
Нужно соблюдать подписанное, чтобы дешевое сырье начало идти в Россию. Это хорошо и для розничных потребителей, и для переработки. Но здесь возникает конфликт с животноводческим лобби. Им нужно, чтобы цена была высокая, тем самым защитить инвестиции и привлекательность отрасли. Тогда возникает опасная развилка: промышленная политика, которая, как декларируется, нацелена на развитие высокой переработки, не соответствуют тому, что подписано и выполняется. Европейский живой скот пока не поступает из-за ветеринарных проблем, и это очень радует отечественных животноводов.
Сейчас цена на сырье начала падать, что к ВТО прямого отношения не имеет. Я считаю, что это временное явление. Это результат действий мелких фермеров, которые уходят с рынка, из-за трех опасностей: высокая цена на корма, рост промпроизводства, риски АЧС. Африканская чума свиней стала причиной того, что скот начали забивать в больших объемах к концу года, особенно в Краснодарском крае.
В начале прошлого года цена на свинину была вдвое больше, чем в Европе. Это большой вред и для розницы, и для переработки. В такой ситуации, я считаю, нужно использовать другие способы поддержки — поддержать выработку свинины, а не раздавать деньги. Производители не должны разоряться, а переработчики — угнетаться высокой ценой на сырье. Промпроизводство свинины уже достаточно хорошо развилось, нужно найти лишь способы поддержки этих предприятий помимо высокой цены. К весне она восстановится, но на рынок будут выходить те, кто инвестировал в прошлом и позапрошлом году, цена неизбежно снизится. Переработка получит дешевый или соизмеримый ресурс. Низкая цена даст хотя бы теоретическую возможность конкурировать за рынок в европейскими поставщиками. Колбасно-кулинарные продукты в ЕС будут пускать по дешевой процедуре, надо быть готовым к этому.
Заказчиками свиноводческой продукции на рынке в 50 % случаев становятся мясные предприятия. Свиноводы заинтересованы в высокой цене, но это недальновидная политика. Основной заказчик — глубокая переработка — погибнет, а, значит, сырье не надо будет производить. Краткосрочные интересы — высокая цена, а среднесрочные и долгосрочные не соответствуют этой цели. Нужно развивать конкуренцию, поддерживать низкую стоимость сырья, а в рамках господдержки выделять деньги не на поддержку, а за выработку единиц. В этом случае выживет сильнейший, а он уже есть. Пять-семь лет не было эффективных хозяйств. За счет правильной промышленной политики сформировалось 40% высокоэффективных хозяйств, а через несколько лет их будет 50-60 %. Если создать для них равные условия с европейцами, они смогут с ними конкурировать.
ПродMag
Читайте также:
|