Эльмира Глубоковская, председатель подкомитета по ВБР Госдумы: Координация усилий стран АТЭС по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла
6 февраля 2013 в 13:23
По данным ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), примерно 30% от общего мирового улова водных биоресурсов составляют уловы, добытые в результате незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее – ННН промысел). В России такой промысел называют браконьерским.
Браконьерство оказывает значительное негативное влияние не только на численность и размерный состав водных биологических ресурсов, но также и на их воспроизводство. Многие популяции морских живых ресурсов деградируют вплоть до полного исчезновения.
Незаконный вылов порождает также серьезные социальные проблемы: законные участники промысла и прибрежные государства недополучают живые ресурсы, являющиеся важнейшим источником питания для населения многих стран АТЭС.
Весьма велик и экономический ущерб для стран АТЭС. Например, по экспертным данным нелегальный промысел только краба, добытого на Дальневосточном континентальном шельфе Российской Федерации, оценивается в 800 млн. долларов США.
В Азиатско-тихоокеанском регионе до настоящего времени не создана система прозрачности рынков. В отличие от Европейского континента, в зоне АТЭС отсутствует универсальная система сертификации продукции. Не все региональные организации по управлению рыболовством ведут борьбу с судами, плавающими под «удобными флагами», которые осуществляют ННН промысел, а также не ведут список судов-нарушителей («черный» список).
Российская Федерация в регионе АТЭС активно противодействует ННН промыслу на национальном, а также международном уровнях в рамках следующих региональных организаций по управлению рыболовством:
- НПАФК (Комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана);
- СПРФМО (Организация по управлению рыболовством в Южной части Тихого океана);
- ЦЧБМ (Конвенция о сохранении ресурсов минтая в центральной части Берингова моря и управления ими);
- СТО (Организация по управлению рыболовством в Северной части Тихого океана) (создается сейчас).
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. (одобренная Правительством Российской Федерации 21 июля 2008 г.) среди основных проблем рыбного хозяйства на современном этапе развития называет рост масштабов незаконного промысла водных биоресурсов и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж. Однако в большинстве случаев только национальными инструментами не удается полностью ликвидировать ННН промысел, поскольку рынки сбыта продукции находятся за пределами зоны юрисдикции России. В целях предотвращения ННН промысла Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве по борьбе с ННН промыслом. В целях сокращения ННН промысла она заключила специальные соглашения, посвященные решению исключительно этой проблемы со следующими странами: Республикой Корея (декабрь 2009 г.), КНДР (январь 2012 г.), Японией (сентябрь 2012 г.), Китаем (декабрь 2012 г.). Принципиальное согласие о заключении аналогичного договора было достигнуто с США; ведутся переговоры с Камбоджей. С Канадой в июле 2012 г. был подписан Меморандум, который в дальнейшем должен стать основой для соглашения по предотвращению ННН промысла.
Важность борьбы с ННН промыслом в рамках АТЭС была подтверждена в декларации по продовольственной безопасности, подписанной в Казани на Министерской встрече АТЭС по продовольственной безопасности в мае 2012 г. (так называемая Казанская декларация).
С целью эффективной борьбы с ННН промыслом предлагаем государствам АТЭС рассмотреть следующие возможные меры:
1) для тех государств, кто этого еще не сделал, ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, а также присоединиться к Соглашению об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву (1995 года), которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими;
2) присоединиться к Соглашению ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла (2009 года);
3) принять к исполнению Международный план действий ФАО по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла 2001 г. и разработать на его основе национальные планы действий.
Мы также считаем важным, чтобы государства АТЭС:
1) сертифицировали продукцию, изготовленную из водных биоресурсов, выловленных в исключительных экономических зонах и в открытых районах Тихого океана;
2) ускорили процесс подписания двусторонних соглашений по борьбе с ННН промыслом и незаконным вывозом живых морских ресурсов и продукции из них;
3) разработали в рамках Рабочей группы АТЭС по океану и рыболовству (APEC OFWG) процедуру прослеживания перемещения рыбопродукции от районов вылова до рынков сбыта;
4) создали в рамках Рабочей группы АТЭС по океану и рыболовству механизм по обобщению национальных практик в области противодействия ННН промыслу и обороту нелегально изготовленной рыбопродукции и распространению положительного опыта в области борьбы с браконьерским промыслом;
5) разработали многосторонний механизм сотрудничества государств АТЭС в борьбе с ННН промыслом и незаконным вывозом живых морских ресурсов и продукции из них;
6) способствовали внедрению в соответствующих региональных организациях по управлению рыболовством практики ведения «черных» списков судов, замеченных в ННН промысле и судов, плавающих под «удобными» флагами, занимающихся нелегальным промыслом и транспортировкой водных биоресурсов;
7) приняли необходимые меры по ликвидации торговли или импорта на территорию государств-членов АТЭС рыбопродукции, выловленной судами, которые были идентифицированы соответствующей региональной организацией по управлению рыболовством как ведущие ННН промысел в соответствии с международным правом.
Все перечисленные меры позволят, на мой взгляд, существенно сократить объем ННН промысла в странах АТЭС и тем самым способствовать позитивной динамике их социально-экономического и экологического развития.
ПродMag
Читайте также:
|