Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству:
О законодательном обеспечении эффективного развития рыбохозяйственного комплекса

6 марта 2013 в 0:01
Андрей Крайний
Раздел: Статьи

За последние годы сформирована достаточно обширная и глубокая нормативно-правовая база, направленная на регулирование рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов. Подчеркну, «сохранение» столь же важно, сколь и «рыболовство».

На мой взгляд, основной задачей в нормативно-правовом регулировании в сфере рыбного хозяйства в настоящее время является гармонизация действующих норм законодательства Российской Федерации в этой сфере, совершенствование введенных механизмом регулирования, а также устранение внутренних противоречий и несоответствий, выявленных в результате правоприменительной практики.

Мы такую работу организовали два года назад в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

Мониторинг правоприменения позволяет выявлять недостатки действующего законодательства с учетом позиции не только органов государственной власти, но и общества. А это, согласитесь, является необходимым условием для формирования объективных и действенных норм права, направленных на соблюдение интересов государства в целом и создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями и гражданами.

Приведу конкретный пример из результатов проведенного мониторинга правоприменения Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и актов Правительства Российской Федерации, принятых для его реализации. В части организации проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства подтверждена актуальность неоднократно высказывавшего Росрыболовством предложения о необходимости введения механизма реализации многоцелевого использования рыбопромыслового участка. Теперь этот вопрос прорабатывается, в первую очередь, при рассмотрении законопроекта по аквакультуре, в целях наиболее эффективного использования водных объектов как для рыболовства, так и для рыбоводства.

С созданием Таможенного союза, членом которого является Российская Федерация, созданием единого экономического пространства, формированием нормативно-правовой базы наднационального уровня, все более остро встает вопрос о необходимости гармонизировать национальное законодательство, в том числе в рыбохозяйственной сфере, с требованиями, устанавливаемыми актами Таможенного союза, например, в сфере технического регулирования. В настоящее время сложилась ситуация, когда терминология, используемая в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, не соответствует терминологии Закона о рыболовстве. Так, технический регламент и Закон о рыболовстве по разному определяют понятия «водные биоресурсы» и «уловы водных биологических ресурсов», а понятия «обработка» и «переработка», используемые в Законе о рыболовстве как самостоятельные, являются синонимами в Техническом регламенте.

Отсутствие в законодательстве четких определений понятий «обработка» и «производство продукции» явилось предпосылкой к неоднозначной трактовке самого понятия «прибрежного рыболовства».

Неоднозначность используемой в Законе о рыболовстве терминологии послужила одной из причин разработки одновременно нескольких редакций законопроекта, предусматривающих регулирование вопросов, связанных с осуществлением прибрежного рыболовства.

Наиболее отвечающим требованиям действующего законодательства, по нашему мнению, является законопроект, разработанный Росрыболовством и внесенный Минсельхозом России в Правительство Российской Федерации.

Законопроект с учетом требований технического регламента уточняет такие понятия, как «уловы водных биологических ресурсов», «рыболовство», «промышленное рыболовство», «прибрежное рыболовство», а также предусматривает допустимые случаи производства рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов на судах рыбопромыслового флота при прибрежном рыболовстве.

Указанные положения законопроекта, в случае его принятия, позволят гармонизировать Закон о рыболовстве с актами Таможенного союза в соответствующей части, определить единое толкование терминологии, используемой при регулировании вопросов, связанных с осуществлением рыболовства, а также окажет положительное влияние на развитие прибрежного рыболовства и будет способствовать увеличению объема рыбной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации.

Это лишь отдельный пример актуальности рассматриваемой проблемы, эффективное решение которой возможно при комплексной корректировке законодательства Российской Федерации в сфере рыбохозяйственной деятельности.

Другая проблема, решение которой предлагается законопроектом, — определение случаев осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, без заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка.

В соответствии со статьями 33.1 и 33.4 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в том числе на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.

В настоящее время Законом о рыболовстве указанные случаи не определены и, следовательно, затруднена реализация соответствующих норм Закона о рыболовстве.

Вместе с тем, как показывает практика применения, не во всех водных объектах рыбохозяйственного значения могут быть сформированы рыбопромысловые участки. Отсутствие достаточной регламентации  осуществления рыболовства без предоставления рыбопромысловых участков, отражающих специфику организации рыболовства в различных регионах, в определенных случаях негативно отражается на эффективности осуществления указанного вида деятельности в целом. Законопроектом предлагается предусмотреть компетенцию федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на издание соответствующего нормативного правового акта.

В настоящее время законопроект «О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» опубликован для общественного обсуждения и предоставления предложений по нему – с 28 февраля по 14 марта 2013 г. включительно.

Другой проблемой, выявленной в результате мониторинга правоприменения, является необходимость комплексного подхода к внесению изменений в законодательство Российской Федерации. В качестве примера следует отметить Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

С принятием указанного закона в Кодекс торгового мореплавания и иные законодательные акты внесены изменения, которыми введено понятие маломерное судно.

Вместе с тем в Закон о рыболовстве соответствующие изменения внесены не были и специфика рыболовных судов не учтена.

В связи с чем необходимо оперативно разработать законопроект, предусматривающий изменения Закона о рыболовстве, направленные на приведение его в соответствие с нормами Федерального закона от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ.

Еще одним важным побудительным мотивом необходимости совершенствования законодательства является необходимость повышения эффективности отрасли.

Заинтересованными ведомствами и представителями рыбного бизнеса проводится работа, направленная на подготовку предложений по совершенствованию Закона о рыболовстве, которые окажут положительное влияние на развитие рыбохозяйственного комплекса, повысив привлекательность рыбной отрасли для бизнеса, не умаляя при этом основного принципа законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов — приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

К числу таких изменений следует отнести:

- развитие системы предоставления права на добычу на долгосрочной основе с одновременной разработкой мер по повышению эффективности использования предоставляемого ресурса и при усилении борьбы с неэффектиными пользователями;

- создание правовых и организационных условий для прозрачного и ответственного вторичного оборота долей квот добычи (вылова);

- установление механизма, регламентирующего порядок предоставления российским пользователям, в том числе на долгосрочной основе, прав на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства там, где невозможно определение долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (судосутки, количество судов, тоннаж судна и т.д.);

- совершенствование аукционного механизма при введении видов водных биоресурсов для промышленного или прибрежного рыболовства (единообразие статьей 29 и 57 166-ФЗ);

- введение прозрачного и действенного механизма оперативного регулирования рыболовства (26 статья «Ограничения рыболовства»).

Вместе с тем, не только промышленное, но и прибрежное рыболовство требует совершенствования законодательного регулирования.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся два наиболее социально и экономически значимых законопроекта — «Об аквакультуре» и «О любительском рыболовстве».

Законопроект «Об аквакультуре» подготовлен в целях создания комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение пищевой, технической и другой продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны.

Отрасль ждёт этот закон уже пятнадцатый год. Он, несомненно, будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие аквакультуры, более полному развитию внутриотраслевых связей науки и производства продукции аквакультуры, обеспечению развития смежных производств, таких как производство кормов, кормовых добавок, рыбоводного оборудования и инвентаря, а также повышению эффективности мер, направленных на сохранение и воспроизводство водных биоресурсов и среды их обитания.

Законопроект необходимо дорабатывать как комплексный, достаточный и исчерпывающий правовой механизм.То есть раскрывающий все аспекты правового регулирования разведения и выращивания рыбы и других водных животных и водных растений, как в целях сохранения водных биоресурсов, так и в целях получения товарной продукции.

Все ведомственные предпочтения необходимо снимать в целях оперативного создания надлежащей  правовой базы в этой сфере экономики.

Законопроектом «О любительском рыболовстве» закрепляется право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования. Исключение составляют водные объекты, предоставленные для ведения рекреационных рыболовных хозяйств (деятельности по оказанию возмездных услуг в области любительского рыболовства), а также за исключением осуществления любительского рыболовства по именным разрешениям рыболова для добычи водных биоресурсов в отношении ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, определенных статьей 12 законопроекта, а также с использованием сетных орудий лова водных биоресурсов.

Дискуссия по законопроекту не утихает. Считаем крайне важным при доработке документа ко второму чтению дополнительно всесторонне обсудить законопроект и ввести непосредственно в закон четкие и прозрачные ограничительные критерии по такому сложному вопросу как формирование и использование рыболовных участков.

Предлагается на уровне каждого субъекта до рассмотрения вопроса целесообразности формирования в субъекте рыболовных участков нормативно закреплять водные объекты, на которых недопустимо такие участки формировать. Места традиционного любительского рыболовства должны быть публично и нормативно защищены от передачи в качестве рыболовных участков.

Поддерживая свободу любительского рыболовства, необходимо усилить ответственность за браконьерство и в этих целях совершенствовать уголовное и административное законодательство в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Не менее важным вопросом, требующим дополнительного нормативного регулирования, является обеспечение учета интересов людей, для которых рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности.

Соответствующий принцип законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов закреплен в Законе о рыболовстве.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, пунктом 5 плана мероприятий по реализации которой в 2009-2011 годах было предусмотрено внесение изменений в Закон о рыболовстве в части установления приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Минрегионом России совместно с Росрыболовством соответствующий законопроект уже разработан.

Основные положения Законопроекта основаны на целесообразности предоставления права лицам из числа коренных малочисленных народов, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и ведущим традиционный образ жизни, осуществлять традиционное рыболовство для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд свободно, бесплатно, без ограничений по объему добычи водных биоресурсов и без предоставления рыбопромыслового участка. Реализация данного положения будет возможна с установлением также в Правилах рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна ограничений для осуществления традиционного рыболовства в части видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, размера ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, периодов рыболовства.

Принятие законопроекта будет способствовать созданию в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

В настоящее время Законопроект повторно проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, не снята острота проблемы, связанной с невозможностью в ряде случаев, и в первую очередь при осуществлении ресурсных исследований в конвенционных районах и зонах иностранных государств, уничтожать добытые водные биоресурсы. До настоящего времени не внесены изменения в статью 21 Закона о рыболовстве, регламентирующие рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Изменения, внесенные в Закон о рыболовстве в 2008 году, предусматривают обязательность уничтожения водных биоресурсов, добытых (выловленных) при проведении ресурсных исследований, и физическое состояние которых не позволяет возвратить их в естественную среду обитания.

Указанные требования существенно осложняют проведение научно-исследовательских работ и делают практически невозможным проведение научно-исследовательских работ в исключительных экономических зонах иностранных государств и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Запрос общества и государственной власти на совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов нарастает и промедление в этом вопросе может привести к значительным негативным процессам в рыбной отрасли.

ПродMag

Читайте также:

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Войти с помощью: 


    *

    Фермеры 

    15 августа

    Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

    Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

    4 августа

    Коровы, свиньи и государственные деньги

    Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

    22 июля

    Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

      В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

    24 февраля
    денежная поддержка фермеров

    Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

    Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.