Юрий Ковалев, генеральный директор Национального Союза свиноводов: «Раньше АЧС фиксировалась в дикой фауне и в личных подсобных хозяйствах, а теперь – и в крупных комплексах»
28 июня 2013 в 18:53
Африканская чума свиней победоносно шагает по стране, захватывая новые территории. По данным Россельхознадзора, в июне ситуация усугубилась. Количество вспышек увеличилось, при этом инфекция проникла даже в ранее благополучные регионы — Смоленскую и Тамбовскую области. Прежде всего, в этом виноват человеческий фактор, считает генеральный директор Национального Союза свиноводов Юрий Ковалев. А государство оказалось фактически беспомощным перед надвигающейся бедой.
Юрий Ковалев: К сожалению, сегодня угроза АЧС нисколько не уменьшилась, а все больше приобретает характер катастрофы. Если в зимний период инфекцию как-то удавалось локализовать, то сейчас в зоне бедствия не только Южный округ, но и Центральный. Кроме того, раньше АЧС фиксировалась в дикой фауне и в личных подсобных хозяйствах, а теперь – и в крупных комплексах.
В первую очередь, в этом виноват человеческий фактор. Можно, конечно, побороть воровство комбикормов с предприятий, которое ведет к распространению инфекции. Но проверить каждого работника свинофермы на предмет, общался ли он с владельцами личных подсобных хозяйств, был ли он на охоте и т.д., невозможно.
Производители пытаются спасти свои хозяйства от африканки, но получается это не всегда. К примеру, руководитель «Омского бекона» выпустил приказ, запрещающий своим работникам держать свиней в подсобных хозяйствах, объясняя это угрозой проникновения АЧС на предприятие. А те подали в суд и выиграли его. Было решено, что люди имеют право держать у себя животных.
Проблема АЧС уже приобрела характер национально-экономической катастрофы. И государство не имеет возможности с ней справиться. В 2005 году, в ходе административной реформы была разрушена существовавшая еще с царских времен единая вертикаль ветеринарной службы, которая необходима в случае угрозы пандемии и т.д. В результате мы получили девяносто разрозненных служб, которые по-разному видят ситуацию и никому не подчиняются. Эта первое.
Второе – распространение АЧС в России считается проблемой регионального уровня. Поэтому все меры, принимаемые властями, носят локальный характер. Но нужна национальная программа по борьбе этой инфекцией. Ведь вирусы границ не знают.
И, в-третьих, мы являемся одной из немногих стран мира с высокоразвитым промышленным свиноводством, где не ведется никакого учета свиней в личных подсобных хозяйствах. Ветеринарного контроля за частниками тоже нет. Там как на домашней кухне – каждый что хочет, то и делает. Ну, и неуважение к закону тоже сказывается. Все эти проблемы накладываются друг на друга.
Пока мы не воссоздадим «ветеринарную» вертикаль, не примем федеральную программу по борьбе с АЧС и, как это не звучит тяжело – не запретим содержание свиней в хозяйствах, которые не могут обеспечить хотя бы минимальный уровень защиты – мы с африканкой не справимся.
Сама по себе ситуация не рассосется.
ПродMag
Читайте также:
|