Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Крупнейшие латифундисты могут лишиться прав на сельхозугодья

11 августа 2014 в 6:41
Ольга Романова
Раздел: Статьи

Не секрет, что, несмотря на ограничения, установленные законом об обороте земель сельхозназначения, иностранные агрохолдинги владеют и распоряжаются сельхозугодьями.

В список крупнейших землевладельцев входят компании «Агро-Инвест» (Black Earth Farming), «Агрокультура» (Alpcot Agro), РАВ «Агро-про», Trigon-Agri и другие.

Теперь ситуация может в корне поменяться. Член Совета Федерации РФ, Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Плотников Владимир Николаевич и депутат Государственной думы РФ Максимова Светлана Викторовна выступили с законодательной инициативой и представили в Государственную Думу РФ законопроект, ужесточающий требования к владельцам сельхозугодий.

Так, предлагается внести изменения в Главу VI «Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков» Земельного кодекса РФ и установить обязанность раскрывать информацию о бенефициарных владельцах: «Юридические лица – собственники земельных участков, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, обязаны представлять, в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный или муниципальный земельный надзор, информацию о бенефициарных владельцах, в порядке и сроки, установленные ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ужесточаются требования, установленные статьей 3 «Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» закона об обороте земель сельхозназначения. Предлагается снизить порог иностранного участия до 25 процентов.

Главу 1. «Общие положения» закона об обороте земель сельхозназначения дополнить статьей 4.1. «Раскрытие информации о бенефициарных владельцах».

Под бенефициарными владельцами предлагается понимать «физическое лицо, в том числе, являющееся иностранным гражданином, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом – собственником земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения либо имеет возможность контролировать его действия».

Юридические лица будут обязаны самостоятельно не реже одного раза в год представлять в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный или муниципальный надзор информацию о бенефициарных владельцах.

На устранение нарушений (владение сельхозугодьями иностранными лицом), то есть продажу земельных участков, дается 6 месяцев.

За нарушение требований земельного законодательства о раскрытии информации о бенефициарных владельцах предлагается установить административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста до пятисот тысяч рублей.

Также предлагается установить максимальный размер общей площади сельхозугодий, которые могут находиться в собственности одного лица 10 процентами от общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района (ст. 4 «Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения»).

В настоящий момент в части регионов применяется дифференцированный подход, и законами субъектов федерации установлены максимальные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района от 10 до 80 процентов. Например, в Усть-Лабинском и Выселковском районах Краснодарского края – 50 процентов, в остальных районах – 10 процентов. В Воронежской области: Нижнедевицкий район – 50 процентов, Кантемировский, Новохоперский районы – 40, в Воробьевском – 30, а во всех остальных 25 процентов.

Данная поправка может затронуть интересы не только иностранных агрохолдингов, но и российские компании. Как правило, дифференцированный подход в установлении максимального размера сельхозугодий применялся с учетом уже работающих в регионе компаний и их интересов.

Что будет, если поправки будут приняты в том виде, в каком они представлены в Госдуму в настоящий момент?

Ранее понятие «бенефициарный владелец» было введено Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: «бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».

Российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с необходимостью раскрытия бенефициарного владельца, при этом до сих пор нет единого нормативного акта, который бы регулировал порядок раскрытия конечного бенефициара.

Законом № 115-ФЗ установлено, что информация о бенефициарных владельцах предоставляется в порядке, установленном Правительством РФ.

«Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (утв.Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209), которое принято в целях исполнения Закона № 115-ФЗ не содержит четкого перечня информации, которую необходимо представлять о конечном бенефициаре, кроме того, действие данного Положения не может быть распространено на закон об обороте земель сельхозназначения.

Раскрытию информации о бенефициарах будет препятствовать и ряд других правовых норм, защищающих персональные данные.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» говорится, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Запрашиваемые о бенефициаре сведения практически всегда содержат указание фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса регистрации, профессии, доходов — и все это прямо относится к персональным данным. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и статье 6 закона N 152-ФЗ, персональные данные не могут быть предоставлены третьим лицам без согласия их обладателя.

Так, юридическое лицо, которому необходимо будет предоставлять данные о бенефициарном владельце в связи с предлагаемыми поправками, обязано будет получить письменное согласие бенефициара на передачу сведений третьим лицам. Если такое письменное согласие от бенефициара не будет получено, то юридическое лицо не имеет права раскрывать информацию о бенефициаре. Возможно ли будет, в данном случае, привлечь юридическое лицо к административной ответственности? При наличии письменного отказа бенефициара о передаче сведений третьим лицам, в действиях юридического лица будет отсутствовать вина, следовательно, привлечь к ответственности нельзя. Но учитывая работу нашей судебной системы, точные прогнозы давать трудно.

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и документы, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными. Что касается данных, которые в реестре не указаны, то бенефициарные владельцы могут не дать добро на их использование.

Если не будет четкого порядка о раскрытии информации, предлагаемые нормы работать не будут, так как будет правовая коллизия – несколько правовых норм, установленных равными по юридической силе нормативными актами, которые прямо противоречат друг другу.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что его целью «является уточнение контрольных норм для улучшения выявления нарушений земельного законодательства, в том числе нахождения в собственности иностранного лица земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», но предлагаемые поправки в том виде, в котором они представлены в Госдуму в настоящий момент, не будут работать.

В законопроекте не учтено такое юридическое понятие, как контроль юридического лица над юридическим лицом, подконтрольное юридическое лицо.

Большинство холдингов используют многоступенчатую корпоративную структуру, которая состоит из управляющих материнских компаний, и дочерних компаний. При этом управляющая материнская компания может быть учреждена иностранной акционерной компании, и состав акционеров у данной компании также достаточно сложный, в акционерах могут быть как физические лица – иностранные граждане, так и пенсионные фонды, иностранные юридические компании, которые также могут быть учреждены другими иностранными компаниями.

Предлагаемая формулировка понятия бенефициарного владельца касается только физических лиц. Исходя из прямого толкования данной нормы, если владельцем сельхозкомпании является юридическое лицо, которое учредили другие юридические лица, то сведения можно не предоставлять.

Например, в Проекте Федерального закона «О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйственных обществ, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры Российской Федерации»

(подготовлен Минэкономразвития России), есть понятие контроль юридического или физического лица над юридическим лицом (далее — подконтрольное юридическое лицо), если бы аналогичное определение было включено в законопроект, то цель, о которой декларируют разработчики законопроекта была бы достигнута.

Что касается установления максимального размера общей площади сельхозугодий, которые могут находиться в собственности одного лица 10 процентами от общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, то вреда от данной поправки, на мой взгляд, больше, чем пользы. Юридически обойти данную норму можно, да придется перераспределять земельные активы, агрохолдингам придется создавать дополнительные юрлица, которые фактически будут использоваться только номинально. Но при этом не учитывается, что будут затронуты интересы уже работающих агрохолдингов, в том числе российских, которые очень часто владеют больше чем 10% от общей площади сельхозугодий в одном муниципальном образовании, и необходимость владения большим количеством земель в одном месте связана с рядом производственных факторов, начиная от элементарной логистики, и заканчивая необходимостью иметь собственную кормовую и сырьевую базу, например, под животноводческий комплекс или сахарный завод. Залог земельных участков активно используется для получения кредитов, в том числе долгосрочных, перераспределить земельные активы в данном случае, будет проблематично.

Также непонятно как сложиться ситуация на рынке, когда придется для исполнения требований земельного законодательства отчуждать земельные участки.

Рассмотрим ситуацию в идеальном варианте, иностранные агрохолдинги не перераспределяют земельные активы по новым структурам и по новым корпоративным схемам, а предлагают земельные участки к продаже. Рыночная цена земельных участков находящихся в собственности одного лица, да еще и обрабатываемая, колеблется от 22000 руб. за гектар до 60000 руб. за гектар, в зависимости от региона. Субъекты федерации РФ имеют приоритетное право на приобретение земельных участков сельхозназначения, возможно, что некоторые зажиточные регионы, заложат в бюджет статью расходов на выкуп земель сельхозназначения, но цену сделки, то есть продажи земельных участков будет определять продавец земельного участка. Можно предположить, что цена земельного участка будет формироваться с учетом ранее произведенных сельхозорганизацией затрат, и цена эта будет высокой. При таких условиях мало кто решится купить земельные активы. Если земельный участок никто не покупает, что делать тогда? Формально иностранная компания выполнит все условия, выставит участок на продажу, но участок никто не покупает, тогда земельный участок должно выкупить государство, а есть ли на это средства в бюджете?

И это только поверхностный анализ и поверхностный прогноз предполагаемого развития событий, в случае, если изменения будут приняты.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.