Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

Алкогольный рынок в России. Игроки

23 марта 2015 в 0:05
butylki
Рубрики: Алкоголь

Прошли времена, когда основным игроком на российском алкогольном рынке было государство. Винная монополия была упразднена, заводы приватизированы, а за четверть века построено множество новых, так что теперь правительство с трудом пытается наладить учет выпускаемой и продаваемой алкогольной продукции — и даже это получается далеко не всегда.

Всю отрасль производства алкоголя условно можно поделить на три составляющие: пиво, вино и водка. Некоторые исследователи даже выделяют «алкогольные пояса» на Европейском континенте: в Британии, Германии, и странах центральной Европы предпочитают пиво, ближе к Средиземному морю пьют вино, а на севере, в том числе, разумеется, и в России — водку.

Несмотря на то, что Россия — водочная страна, за последние десятилетия россияне стали все чаще покупать пиво, не сокращая при этом потребление своего любимого напитка. С 1995 года, когда государство решило стимулировать производство пива, надеясь таким образом сократить потребление крепкого алкоголя, по 2007 год, когда началась борьба с потреблением любых горячительных напитков, продажи пива выросли в 5,5 раз, а продажи водки — всего на 20%.

По данным компании Nielsen, 73% выпитого алкоголя в России, если считать в натуральном выражении, то есть по объему — это пиво. Водка занимает только 10%, 7% — алкогольные коктейли, 5% — вино. Причем объем выпитой водки продолжает сокращаться.

Пиво

Именно российская пивоваренная индустрия, пожалуй, за четверть века преобразилась сильнее других составляющих отрасли производства алкоголя. За 25 лет разрозненные пивоваренные заводы были объединены в национальные холдинги, а затем в страну пришел иностранный капитал.

Производство пива. Фото: corporate.baltika.ru

Сейчас на российском пивном рынке действуют четыре крупные транснациональные компании. Это датская Carlsberg (контролирует пивоваренную компанию «Балтика»); «САН ИнБев», дочка датско-американской AB InBev («Хугарден», «Старопрамен», «Лёвенброй», «Стелла Артуа» и др.); нидерландская Heineken («Хайнекен», «Амстел», «Гинесс ориджинал», «Златый базант», «Бочкарев», «Охота» и др.); а также турецкая компания Efes («Эфес», Старый мельник», «Белый медведь», «Бавария» и др.).

По итогам 2014 года безусловным лидером по производству пива оказалась «Балтика», хотя ее доля и снизилась примерно на 0,8%, она контролирует 37,8% рынка. Это при том, что в 2014 году компания была вынуждена объявить о закрытии своих заводов в Красноярске и Челябинске с 30 апреля 2015 года из-за перенасыщенности рынка — продажи пива в стране в 2014 году сократились на 7%.

Второе место на российском рынке занимает Efes с 13,6% рынка, а Heineken и «САН ИнБев» от него отстают несильно (12,5% и 12,2% соответственно). Заводы вынуждены закрывать и «отстающие»: «Сан ИнБев» закрыла три предприятия, в Перми, Курске и Новочебоксарске, а Efes прекратил производство пива в Москве и Ростове-на-Дону.

При этом почти четверть российского пивного рынка, размер которого оценивается примерно в 550-600 млрд рублей, транснациональными компаниями не контролируется. Именно эти мелкие и не очень игроки умудряются даже наращивать продажи на фоне падающего рынка. Так, например, компания «Очаково» в конце 2014 года отчиталась о росте продаж пива на 3%, хотя производителю вряд ли удастся занять более 5% рынка в ближайшее время. Владельцы Oasis Beverages, которая владеет Московской пивоваренной компанией и по итогам 2013 года контролировала чуть более 1% рынка, так же не унывают: в сентябре появилась информация,что они близки к покупке третьего по величине производителя пива в США — Pabst Brewing Cо. После о сделке ничего не сообщалось, однако очевидно, что дела у Московской пивоваренной компании, которая в 2013 году на снижающемся рынке увеличила продажи на 15%, идут хорошо.

Помимо «Очаково» и МПК есть множество небольших и совсем мелких производителей, которые в условиях кризиса очень хорошо себя чувствуют, в том числе и благодаря уникальному каналу распространения — магазинам разливного пива.

Законодатель запретил с января 2015 года продавать пиво в ларьках, так что все крупные производители вынуждены теперь сбывать свою продукцию через розницу — крупные торговые сети и небольшие магазины формата «у дома». При этом в последние годы по всей стране открылись сотни небольших магазинов разливного пива, которые закупают продукт в больших металлических кегах у региональных производителей. Только в Москве таких магазинов более тысячи.

Покупателям нравится свежий продукт, нефильтрованное и непастеризованное пиво с небольшим сроком хранения. Люди часто предпочитают продукцию локальных сортов как из чувства патриотизма, так и благодаря вкусовым качествам, среди них, например, много пива верхнего брожения, то есть элей, ранее в России нераспространенных. Подобная мода сейчас развивается не только в России — минипивоварни популярны в Соединенных Штатах и Европе.

Вскоре, вполне вероятно, небольшие производители пива получат неожиданный подарок от государства: в ЕГАИС не планируется включать минипивоварни, которые производят менее 3 млн литров пива в год — смешные объемы для крупных заводов, но вполне достаточные для локальных брендов.

Водка

Производство водки — единственный сегмент алкогольного рынка, где государство выступает не только регулятором, но и игроком. Если быть точным, то правительство в последнее время интересуется производством этилового спирта, но в сущности разница небольшая: мало кто из «водочных королей» производит спирт самостоятельно. Еще с конца XIX века крепкий алкоголь в России делается в два этапа: вначале выгоняется чистый спирт, затем его разбавляют до необходимой крепости водой, прогоняются через уголь и примешивают незначительное количество добавок для улучшения органолептических свойств.

Производство водки. Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

С 1990-х годов в собственности правительства было множество средних и малых спиртзаводов, которые были объединены во ФГУП «Росспиртпром». Предприятие это, как ни странно, было убыточным. К началу 2010-х годов государство закончило реструктуризацию своих активов в отрасли: многие предприятия были приватизированы, остальные стали собственностью акционерного общество «Росспиртпром», которое, в свою очередь, принадлежит правительству.

Новая государственная компания занялась постепенно обратным выкупом спиртовых заводов, которые к тому времени были перестроены и модернизированы частными собственниками. В 2014 «Росспиртпром» получила разрешение ФАС на приобретение восьми частных спиртзаводов у предпринимателя Валерия Яковлева, которые расположены в Центральной России, Северном Кавказе и Новосибирской области, а также 50% кабардинского предприятия «Риал» Хадиса Абазехова с последующим взятием этой компании в управление. После завершения сделки в руках государственной компании окажется около 58% производства пищевого спирта в стране.

В результате, фактически, выживут только мелкие региональные производители, с которыми не решатся сотрудничать национальные водочные бренды. Таким образом государственная монополия на производство спирта оказалась создана вполне рыночным путем.

Водку при этом государство пока не производит. Лидеры отрасли — две компании, «Синергия» (марки «Беленькая», «Белуга», «Мягкофф»), и «Русский алкоголь» («Маруся», «Журавли», «Зеленая марка», «Парламент»). Они контролируют приблизительно по 15% рынка. Крупнейшие региональные производители, «Татспиртпром» («Тундра», Граф Ледофф») и «Башспиртпром» («Немирофф»), которые контролируются правительствами республик, занимают 10% и 5% рынка соответственно. Завод «Кристалл» («Путинка», «Столичная», «Медаль», «Казенка» и т.д), который недавно переехал в Московскую область, контролирует чуть менее 10% рынка водки.

Распространяется водка исключительно через магазины, торговать крепким алкоголем в ларьках давно запрещено. По данным руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, около 55% крепкого алкоголя, который защищается акцизными марками, продается через крупные торговые сети, оставшиеся 45% — через мелкую розницу.

Производители алкоголя и ритейлеры ведут перманентную борьбу друг с другом с целью выгадать лишние проценты, но основной доход на этом рынке, конечно, получает государство. С каждой проданной бутылки водки через акцизы и налоги бюджет получает по крайней мере 130 рублей, а с дорогих марок и того больше.

Вино

Российская винодельческая отрасль в 2014 году изменилась до неузнаваемости — к стране был присоединен Крым. Однако вино — это не водка и не пиво, его производство за пару лет невозможно нарастить в разы, необходимы ресурсы, то есть виноград.

Абрау-Дюрсо. Фото: palladium-anapa.ru

Согласно статистике Министерства сельского хозяйства, за последние пять лет среднегодовая площадь виноградных насаждений в России без учета присоединенных территорий составляла 62,4 тысячи га, из которых в плодоносящем возрасте находилось около 46 тысяч га (73,8%). В Крыму среднегодовая площадь виноградных насаждений — 37,1 тысяч га (61,6% в плодоносящем возрасте). Таким образом всего урожай дает примерно 69 тысяч га насаждений.

Урожайность винограда отличается от региона к региону. Например во Франции в среднем собирают около 7 тонн с гектара, а в Испании — около 5 тонн. Если предположить, что в России этот показатель находится где-то посередине, а также учесть, что, огрубляя, для производства бутылки вина требуется килограмм винограда, все российские виноградники могут дать максимум 414 миллионов бутылок вина.

При этом стоит учитывать, что далеко не весь виноград идет на брожение: какую-то часть россияне могут купить в магазинах и на рынках страны. По данным экспертов, виноделы потребляют только 85% выращенного в России винограда.

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович оценивает актуальный объем российского рынка вина в миллиард бутылок, то есть страна, если не вводить резкие ограничения, в любом случае большую часть потребляемого вина будет закупать за границей. Это, впрочем, и не удивительно: виноград может расти только в нескольких южных регионах страны, а вино — достаточно универсальный и приятный напиток.

При этом сколько-нибудь крупных производителей вина в России фактически нет: рынок поделен между множеством мелких предприятий и несколькими компаниями средних размеров. Объясняется это отчасти природой виноделия, переработка должна находится близко к сырьевой базе, отчасти исторически сложившимся негативным имиджем российского вина как такового — десятилетиями его пили от безысходности.

Например «Абрау-Дюрсо», одно из самых известных и крупных российских предприятий в отрасли, которое принадлежит уполномоченному по правам бизнеса Борису Титову, выпустило в 2013 году 23,5 млн бутылок, главным образом шампанского. Крымский винодельческий комбинат «Массандра», который после национализации стал собственностью Управления делами президента, выпустил в 2014 году 10,7 млн бутылок.

Тенденция последнего времени — забота о так называемом «гаражном виноделии». Это когда крестьянин делает ограниченные объемы вина из собственного винограда, продает его и получает льготный режим налогообложения. Закон исходит из того, что фермер устанавливать у себя в амбаре компьютер с выходом в интернет для подключения к ЕГАИС все равно не будет, а вот от продажи вина не откажется, просто делать это будет из-под прилавка. Уже принятый закон позволяет войти таким виноделам в легальное поле, но пока его реализация тормозится отсутствием множества подзаконных актов и соответствующих региональных законов и установлений, так что сколько-нибудь достоверной статистике о микровиноделии в России нет.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.