Дмитрий Булатов, президент Национального союза экспортеров продовольствия: «Мы заняли оборонительную позицию – защитить рынок от наступления иностранной продукции»
14 декабря 2012 в 14:41
Разговоры про поддержку экспорта продовольствия становятся особым «жанром» российской политики. Президент Владимир Путин в послании почти велел аграриям кормить полмира. Ранее Минэкономразвития провело специальную коллегию по реформированию торгпредств. Участники парламентских слушаний в Госдуме в начале декабря заявили о необходимости создать Агентство по продвижению российских товаров на внешние рынки. Соответствующий законопроект уже вроде бы разработан совместно с Минсельхозом.
В то же время, правда, глава Минвостокразвития Виктор Ишаев невпопад предложил закрыть российской рыбе путь за кордон. Но это, видимо, кто-то из его помощников забыл перелистнуть календарь и подготовил патрону речь из прошлого. Теперь ведь экспорт – наш рулевой.
Александр Костиков из группы «Черкизово» высказывался на ПродMage в том смысле, что протекции дипломатического свойства при развитии экспорта – это неплохо, но субсидирования не заменяют. Однако кажется, что власти как раз и намекают: денег на АПК дадим, сколько дадим, а остальное добудете себе на международных рынках. Президент Национального союза экспортеров продовольствия занимает конструктивную позицию: говорит о том, чем конкретно власть может помочь экспортерам продовольствия, если деньгами помогать не собирается. И все-таки напоминает и о деньгах.
Дмитрий Булатов: Сегодня объем экспорта агропромышленной продукции из России превышает 10 млрд. долларов – в 2011 году он составил 11,3 млрд. долларов, При этом половина приходится на сельхозпродукцию, половина – на продукцию пищевой промышленности, то есть на переработанную продукцию.
Интересно, что две трети объемов поставок сельхозпродукции приходится на страны дальнего зарубежья и одна треть – на страны ближнего зарубежья. Что же касается переработанной продукции – здесь ситуация с точностью наоборот – основными покупателями продукции пищевой промышленности являются страны СНГ, где эта продукция хорошо известна. То есть в дальнем зарубежье Россию воспринимают, прежде всего, как поставщика сельхозпродукции.
Это проблема. И эта проблема требует государственной поддержки, в том числе и финансовой.
Пока же основные усилия наших властей направлены на другое. Мы заняли скорее оборонительную позицию – защитить рынок от наступления иностранной продукции. Но дискуссия не должна сводиться лишь к защите внутреннего рынка. Необходимо продвигать свою продукцию на внешние рынки, использовать те формы поддержки отечественных производителей, которые используют другие страны, входящие в ВТО.
Сейчас экспорт продовольствия расширяется без всякой финансовой поддержки государства, он развивается стихийно. Однако для успешного развития этого направления необходимо исследовать отдельные рынки и регионы сбыта продукции. Надо проводить исследования, чтобы определить, какие товары могут быть более востребованы.
Масштабно такая работа сегодня в России не ведется – наш Союз при содействии российских торгпредств проводит такую работу по отдельным перспективным рынкам (к примеру, мясные продукты, лечебная минеральная вода). Поэтому мы поддерживаем идею создания Агентства по продвижению российских товаров на внешние рынки.
В идеале этим должен заниматься какой-то отдельный орган. Он может быть подведомственен, например, Минсельхозу, но лучше, если он будет работать отдельно и заниматься только проблемами продовольственного экспорта. Иначе нельзя исключать, что эти вопросы передадут какому-то другому ведомству или службе, и она будет заниматься ими по остаточному принципу.
Поддержка экспорта в России сегодня ведется весьма активно – но, прежде всего, информационная и организационная. Что касается финансовой поддержки – вопросы возникают. Проблема в том, что акцент делается, прежде всего, на поддержку экспорта высотехнологичной продукции (машины, оборудование, транспортные средства), а агропродовольственная продукция остается за бортом.
Необходима более активная работа на следующих направлениях: поддержка специализированных изданий, проведение специализированных выставок экспортеров продовольствия, где посетителями были бы заинтересованные компании-импортеры из других стран. Подобные выставки проводятся во многих странах мира и помогают налаживать торговые связи между странами.
У нас же ничего подобного нет – есть выставки типа «Продэкспо», где экспонентами являются, как российские, так и зарубежные компании. Необходимо также развивать деловые миссии экспортеров, проводить выставки в российских посольствах и торгпредствах в зарубежных странах.
Например, недавно посольство Франции в Москве проводило выставку вин, на которой потенциальные покупатели могли попробовать широкую линейку продукции. Кстати, надо отметить, что у тех же французов подобные мероприятия наполовину оплачиваются из государственного бюджета. У нас такие мероприятия иногда проводятся, например, осенью Минэкономразвития организовало зерновую миссию в Джакарту, но в основном там участвовали представители государственных структур, а должны участвовать непосредственно экспортеры.
ПродМаg
Читайте также:
|