Эльмира Глубоковская, председатель подкомитета по ВБР Госдумы: Свободно и бесплатно
17 февраля 2013 в 0:08
Законодательная инициатива Правительства РФ, ориентированная на установление важнейших принципов регулирования и организации любительского рыболовства нуждается в поддержке, а также в самом широком и открытом общественном обсуждении, включая интернет-пространство, дискуссионные площадки Общественной палаты, Общероссийского Народного Фронта и Федерального Собрания РФ.
Такое обсуждение позволит выработать разумный компромисс, сблизить различные позиции, которые высказывают заинтересованные граждане.
Серьезным этапом в этом отношении стали проведенный 26 августа 2011 года в Астрахани форум по обсуждению законопроекта «О любительском рыболовстве» с участием Председателя Правительства РФ Владимира Путина, а также обсуждение законопроекта на встрече представителей ОНФ с депутатами ГД 14 февраля 2013 года.
Современное правовое регулирование любительского и спортивного рыболовства в России начинает отсчет с января 2005 года, когда вступил в силу ФЗ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в том числе статья 24 Закона «Любительское и спортивное рыболовство».
В развитие Закона были выпущены Правила рыболовства для всех рыбохозяйственных бассейнов, в которых были установлены необходимые ограничения рыболовства, в том числе любительского и спортивного. Однако этого оказалось недостаточно для регулирования всех возникающих вопросов в рассматриваемой сфере.
Весной 2011 года было принято политическое решение по разработке и широкому общественному обсуждению проекта самостоятельного Федерального закона «О любительском рыболовстве».
29 декабря 2012 года Правительство внесло в ГД проект ФЗ «О любительском рыболовстве». Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. за №2596-р официальным представителем Правительства РФ назначен первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ Манылов И.Е.
Законопроектом закреплено право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, за двумя исключениями:
- рыболовства в водных объектах, предоставленных для так называемых рекреационных рыболовных хозяйств, зарыбляемых их арендаторами;
- рыболовства в отношении 14 видов ценных водных биоресурсов из природных популяций (лососевые рыбы, редкие сиговые рыбы и крабы), которое с целью сохранения запасов будет осуществляться по именным разрешениям рыболова.
При этом доля водных объектов для осуществления любительского рыболовства свободно и бесплатно должна в соответствии с законопроектом составлять не менее 90 процентов водного фонда, находящегося в границах субъекта РФ.
Также законопроектом для снижения пресса промысла на запасы рыб устанавливаются максимальные суточные нормы вылова на одного рыболова-любителя (за исключением случаев осуществления любительского рыболовства по именным разрешениям и при проведении официальных рыболовных спортивных мероприятий).
Законопроект устанавливает запрет на любительское рыболовство с использованием взрывчатых и химических веществ, электроловильных систем, а также сетных орудий добычи.
Перечисленные нормы права раскрыты в законопроекте достаточно подробно и, в большинстве случаев, не имеют двоякого толкования и потому могут быть поддержаны.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время главный вектор публичной дискуссии по данному законопроекту развернут в сторону платности или бесплатности услуг рыбакам-любителям в рекреационных хозяйствах.
Некоторые общественные организации рыболовов-любителей выступают против самой возможности предоставления рыболовных участков юридическим лицам в аренду сроком на 25 лет для организации рекреационных хозяйств. Они справедливо опасаются, что органы исполнительной власти субъектов РФ будут отдавать в аренду под рекреационные хозяйства самые привлекательные акватории, тогда как для бесплатной рыбалки останутся труднодоступные водные объекты с небольшими количествами водных биоресурсов.
Очевидно, что подобные опасения общественности следует развеять путем внесения в законопроект (видимо, уже во втором чтении) дополнительных гарантий от таких злоупотреблений (в том числе в виде экспертизы общественных организаций рыболовов -любителей).
Вместе с тем, подобная позиция категорического отказа от создания рекреационных хозяйств для оказания платных услуг российским рыболовам-любителям, если она будет поддержана, создаст ряд непреодолимых и острых социально-экономических проблем.
Во-первых, она ограничит права тех наших граждан, которые предпочитают комфортную рыбалку с хорошим клевом (что особенно актуально в густонаселенных районах России). В итоге граждане России поедут получать такие комфортные (хотя и не бесплатные) услуги за границу, что вряд ли может быть нашей целью.
Во-вторых, обесценятся инвестиции российского малого бизнеса в инфраструктуру многочисленных (около 6000) уже существующих рекреационных хозяйств (так называемых рыбопромысловых участков для организации любительского рыболовства), ранее созданные в соответствии с 24 статьей действующего ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».
К сожалению, основной вектор дискуссии по законопроекту отвлек внимание общественности и экспертов от ряда других важных проблем организации и регулирования любительского рыболовства (которые могут быть также решены во втором чтении), а именно:
- необходимость строгого дозирования антропогенной нагрузки на водные объекты рыбохозяйственного значения с целью сохранения запасов водных биоресурсов и среды их обитания. Справочно: только в Астраханскую область ежегодно из других регионов России приезжает около 3 млн рыбаков-любителей, которые вылавливают рыбы больше, чем промрыбаки;
- необходимость организации эффективного статистического учета уловов рыбаков-любителей, хотя бы для принятия адекватных государственных мер по восстановлению подорванных запасов;
- необходимость установления гражданской ответственности за экологическое благополучие используемых в целях любительского рыболовства водных объектов и прилегающих территорий.
Известно, что в большинстве стран с развитым любительским рыболовством перечисленные проблемы законодательно четко урегулированы.
В заключение следует отметить, что ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принимался в течение 10 лет (с 1994 по 2004 годы), а за шесть лет существования претерпел три новые редакции. Стоит ли нам идти по столь тернистому пути, когда российские граждане ждут закон «О любительском рыболовстве» уже сегодня.
Читайте также:
|