Важнейшие новости

Все новости

00:13 14 марта↓ В Англии нашли «виновника» отравления Скрипалей
15:49 24 сентября↓ В пищевом пальмовом масле нашли опаснейший яд
15:24 Богатеем на глазах… Ученые объяснили введение «индекса самогона»
14:48 Ультиматум. Судовладельцы грозятся покинуть рынок зерна из-за низкой стоимости фрахта
13:03 Искусственное мясо россиянам пока не грозит
14:28 17 сентября↓ В России могут ввести новые ограничения на продажу алкоголя
13:25 Новый урожай обрушил цены на кукурузу в России
14:53 16 сентября↓ Роскачество рассказало, как правильно прочитать маркировку товара
14:47 «Ритейлеров призвали к соразмерности». Штрафы для поставщиков могут снизиться
14:01 12 июля↓ Продэмбарго пересчитывает российские цены
13:35 Россияне стали больше тратить за один поход в магазин
12:00 Мнение. Идея запрета уничтожения изъятых продуктов требует проработки
14:23 7 июля↓ Росстат назвал наиболее подорожавшие продукты по итогам 2018 года
15:47 4 июля↓ Минсельхоз не планирует ограничивать сбор диких грибов и ягод
15:38 Мировые цены на продовольствие за июнь снизились на 0,3%
15:33 Назван напиток, препятствующий развитию рака и диабета
14:24 18 июня↓ Работники хлебокомбината в Подмосковье объявили голодовку из-за долгов по зарплате
13:35 Названы провоцирующие возникновение смертельных болезней продукты
12:07 23 мая↓ «Перекресток» задумался о сотрудничестве с сервисами доставки еды
12:20 18 мая↓ РФ увеличит урожай зерна 2019 г, но поставки на экспорт вырастут меньше

ФАС составит антимонопольный кодекс

5 сентября 2013 в 12:18
FAS_RF_1
Раздел: Новости
Рубрики: Закон

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) приступила к разработке концепции конкурентного кодекса. C его принятием может уйти в небытие целый ряд законов. Правда, на подготовку кодекса может уйти несколько лет, пишут «Известия».

Пока документ пребывает на стадии идеи: основные предложения по формированию концепции кодификации юристы ФАС собираются представить в президиум ведомства к октябрю. Об этом сообщил заместитель начальника правового управления ФАС России Сергей Максимов. Он пояснил, в связи с чем возникла необходимость кодифицировать все антимонопольные нормы.

«Сейчас антимонопольное законодательство России, во-первых, состоит из нескольких законов, в том числе, имеющих другой основной предмет регулирования, «перемешивает» материальные и процессуальные нормы. Во-вторых, содержит ряд существенных пробелов, например, почти не регламентированы цели, принципы и правила развития конкуренции, необоснованно дублируются процедуры комиссионного рассмотрения антимонопольных нарушений и процедуры рассмотрения дел об аналогичных административных правонарушениях. В-третьих, многие важные вопросы имеют необоснованно низкий уровень правового регулирования (приказы ведомства, постановления правительства)», — говорит С.Максимов.

Разброс связан не со спецификой антимонопольного законодательства, а с возложением на ФАС функций контроля в самых разных сферах, отмечает советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова.

«Помимо основной задачи контроля в сфере конкуренции, ФАС следит за соблюдением рекламного законодательства, законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в стратегические отрасли (закон № 57-ФЗ), о торговой деятельности, в сфере естественных монополий, — перечисляет А.Нумерова. — Кроме того, служба должна руководствоваться и законами, содержащими материальные нормы права, и КоАПом, и рядом подзаконных актов».

Кроме того, по мнению С.Максимова, в действующем антимонопольном законодательстве немало оценочных и дублирующих понятий, мешающих формированию практики его применения: «Это создает возможность произвольного их толкования как правоприменителями, так и хозяйствующими субъектами».

Например, это касается таких понятий как «иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке», «предмет проверяемого лица», «ущерб» как последствие уголовно наказуемого картельного соглашения. С.Максимов уверен, что эти и другие оценочные понятия можно четко определить, что даст позитивный эффект при применении не только антимонопольного, но и других отраслей законодательства.

Старший юрист компании ЕУ Алексей Скворцов приводит еще примеры таких нечетких терминов: «группа лиц» применительно к закону «Об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», и «коммерциализация» в законе «О «Сколково».

Все эти факторы делают конкурентное законодательство трудным для восприятия даже для юристов и неудобным в применении.

«Большой объем, недостаточная системность и параллелизм источников конкурентного права затрудняют его дальнейшее совершенствование», — считает С.Максимов.

Кроме того, в предлагаемом кодексе можно будет закрепить не только нормы о защите конкуренции, которые, по мнению С.Максимова, и сейчас неплохо прописаны в законодательстве, но и свод основных «позитивных» норм — принципов и правил развития конкуренции. Иными словами, кодекс позволит преодолеть однобокость современной модели конкурентного законодательства, которое обеспечивает развитие конкуренции косвенными средствами, с помощью запретов и ограничений.

«В первую очередь позитивная часть Конкурентного кодекса должна быть адресована органам государственной власти и местного самоуправления. Определенные правовые стимулы могут касаться и хозяйствующих субъектов», — утверждает С.Максимов.

Сейчас, как рассказала А.Нумерова, планируемые меры по развитию конкуренции ФАС фиксирует в различных программных документах: например, «дорожной карте» (утверждена в конце 2012 года) или ежегодном докладе руководителя службы Игоря Артемьева.

«Кроме того, норма о свободе конкуренции закреплена в Конституции, об обеспечении доступности товаров естественных монополий для потребителей — в законе «О естественных монополиях», о госконтроле за экономической концентрацией — в законе «О защите конкуренции», — напоминает А.Скворцов.

Одним из результатов такой масштабной работы по компактному аккумулированию всех законодательных норм в одном документе станет уход отдельных законов в небытие — например, основного закона о защите конкуренции. По словам С.Максимова, это позволит создать стабильную и качественно более совершенную правовую основу развития и защиты конкуренции в нашей стране.

«Закрепление позитивных норм, о которых говорит ФАС, в текущем законе «О конкуренции» или кодексе было бы прекрасно», — замечает эксперт фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. Но самым важным, по его мнению, является реальное исполнение таких норм, а не их декларирование.

Разработка требований к концепции Конкурентного кодекса пока не выходит за стены ФАС. Другие заинтересованные ведомства, экспертов и бизнес-сообщества планируется привлечь ближе к концу года, когда президиум антимонопольной службы даст добро, рассмотрев основные параметры задания разработчикам. Само название будущего кодекса остается пока под вопросом, «Конкурентный кодекс» — рабочий вариант.

С.Максимов не исключил, что глубокое изучение опыта других стран ФАС отдаст на аутсорсинг, объявив конкурс. Но будет этот процесс явно не быстрым: «Это пионерская задача. Для ее решения может потребоваться не менее года».

Финансовая сторона вопроса пока остается за кадром, но, например, Национальная ассоциация транспортников, выигравшая недавно конкурс ФАС по проведению сравнительного анализа развития конкуренции на рынках железнодорожных перевозок в странах ЕС, Единого экономического пространства, а также в других странах Организации экономического сотрудничества и развития и СНГ, получит за эту работу 785 тыс. рублей. Правда, ее выполнение рассчитано на срок не более 3 месяцев.

Опрошенные эксперты пока сдержанно оценивают последствия для государства и бизнеса.

«Существенное изменение закона всегда не очень хорошо сказывается на бизнесе, — предупреждает О.Москвитин. — Очевидно, что ФАС хочет не только объединить все законы в один акт, но и существенно дополнить законодательство. Поэтому итоговая оценка кодекса будет зависеть от того, насколько его качество будет превышать издержки, связанные с освоением бизнесом, судами и самими антимонопольщиками новых правил игры».

А.Скворцов, в свою очередь, оптимистично рассматривает грядущие перемены: «Систематизация и кодификация антимонопольного законодательства имеют явную позитивную направленность. ФАС стремится к упорядочению правового регулирования антимонопольной деятельности, что существенно упростит и улучшит ее работу».

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти с помощью: 


*

Фермеры 

15 августа

Рекордный экспорт пшеницы из России обернулся падением цен

Это катастрофа: при нынешних ценах на зерно начнется волна банкротств фермеров. Тем, кто закредитован,- а это почти все — продержаться на плаву будет очень сложно.

4 августа

Коровы, свиньи и государственные деньги

Финансовая помощь сельскому хозяйству будет эффективна только тогда, когда реальные деньги придут к реальным производителям

22 июля

Глава Кубани предложил давать землю фермерам без торгов

  В ходе заседания рабочей группы президиума Государственного совета РФ в Москве, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил повысить эффективность использования государственного имущества и предоставлять землю для фермеров без проведения торгов, сообщается в пресс-релизе краевой администрации. В нынешних условиях, считает губернатор, конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков им практически невозможно, передает kommersant.ru. По его [...]

24 февраля
денежная поддержка фермеров

Куда уходят деньги, выделяемые на поддержку фермеров в Самарской области

Размер неправомерно полученных грантов на развитие сельского хозяйства Самарской области составил 46 млн рублей, из них начинающие животноводы получили 16,7 млн рублей, фермеры со стажем – 29,3 млн рублей.