Ольга Романова, управляющий партнер Юридической группы "РАТУМ": «Готовится очередной не работающий нормативный акт, толку от которого – ноль»
24 сентября 2013 в 0:00
Еще августе Минсельхоз РФ опубликовал на своем сайте законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также проект приказа об утверждении перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроект содержит поправки в пункт 3 статьи 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые касаются установления минимального срока аренды земель.
Минсельхоз предлагает установить минимальный срок аренды три года, за исключение земель для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Для данной категории земель предлагается установить срок договора аренды до трех лет.
В текущей редакции федерального закона нет прямого указания на минимальный срок договора аренды, вопрос установления минимальных сроков относится к ведению региональных властей.
Если проанализировать региональные нормативные акты, касающиеся оборота земель сельхозназначения, то в ряде областей, например, в Воронежской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, Республике Татарстан, возможно заключение договора аренды на срок менее трех лет, и даже менее одного года (от шести до одиннадцать месяцев).
Как правило, это было направлено на возможность использования земель, находящихся в общей долевой собственности, регистрация прав на которые, в том числе процедура регистрации договора аренды, достаточно длительная и дорогостоящая.
Где-то уже установлены минимальные сроки аренды – не менее трех лет, и даже более длительные сроки (Астраханская, Брянская, Тверская, Тульская области). В Краснодарском крае срок минимальный срок аренды устанавливается в зависимости от разрешенного использования: (см. текст в предыдущей редакции)для пашни составляет 5 лет; для сенокосов и пастбищ — 7 лет; для залежей — 10 лет, для земель, занятых многолетними насаждениями: ягодными культурами — 7 лет, садами — 15 лет, виноградниками — 20 лет, чайными плантациями — 30 лет.
Пояснительной записки к данному законопроекту на сайте Минсельхоза нет, но в целом, данные поправки направлены на защиту интересов государства и обеспечение сохранности земель и обеспечения их целевого использования.
Установление минимального срока аренды не менее трех лет напрямую связано со статьей 6 «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которой установлено, что земельный участок может быть принудительно изъят у собственника или арендатора, которые не используют земельный участок по назначению в течение трех и более лет подряд.
Не секрет, что недобросовестными землепользователями используется схема перезаключения краткосрочных договора аренды на новый срок на нового землепользователя, в случае предъявлениями к ним санкции, связанных с использованием земельных участков по целевому назначению, так как краткосрочный договор не подлежит государственной регистрации, и, следовательно, есть возможность заключить данный договор «задним числом».
Что касается перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, то эту уже не первая попытка, утвердить данный перечень, в соответствии с требованиями части 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/anounce/doc20120808_02).
Ранее предлагалось включить в данный перечень следующие документы:
Документ о проведении агрохимического и экологотоксилогического обследования земель сельскохозяйственного назначения, подтверждающие отсутствие существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 июля 2011 № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
Акт обследования земель сельскохозяйственного назначения, составленный арендодателем и арендатором земельного участка, или данные, полученные в ходе проведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ».
Теперь перечень документов выглядит следующим образом:
- заключение об отсутствии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- заключение об отсутствии признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ»;
- заключение об отсутствии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, в соответствии с критериями, утвержденными постановлениемПравительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 «О критериях ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований о рационального использования земли».
В общем-то, логично, что в качестве документа, подтверждающего надлежащее использование, выбрано заключение. Но, к сожалению, не указано, кто может данное заключение выдавать: независимый эксперт, уполномоченная комиссия или же уполномоченный государством орган?
Более того, как указано в пояснительной записке в проекту Перечня, «действующим законодательством не определены органы (организации), которые уполномочены на выдачу документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также не определен орган государственной власти, уполномоченный определить такие органы (организации)».
В общем, к принятию готовится очередной не работающий нормативный акт, толку от которого – ноль. Если даже разработчиками проекта нормативного акта указывается на то, что выдавать данные документы не кому, то, наверное, логично было бы начать с определения таких органов, а следом утверждать Перечень.
ПродMag
Читайте также:
|