Герман Зверев, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей: Бес «чувства обоснованной уверенности»
31 января 2014 в 18:33
Допуск товаров на рынок могут ограничить «чувством уверенности» ветеринарного инспектора. Такую формулировку содержит проект приказа Минсельхоза РФ «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных документов в электронном виде». Документ проходит оценку регулирующего воздействия, и, насколько известно, это уже седьмая версия проекта приказа.
Что принципиально меняется в этом документе от версии к версии? Своим мнением поделился член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Герман Зверев.
Герман Зверев: Начнем с того, что принципиально он не изменился. История этого документа началась с приказа Минсельхоза РФ № 422 от 2006 года «О порядке организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». В 2012 году 422 приказ, как и другие ведомственные документы, проходил пост-ОРВ, которое завершилось представлением министру сельского хозяйства отчета о необходимости отмены или внесения существенных изменений в данный документ.
Дело в том, что в приказе использовались термины, отсутствующие в базовом законе «О ветеринарии», действующем на данный момент. К примеру, имеющиеся в 422 приказе Минсельхоза РФ термины «ветеринарные сопроводительные документы», «ветеринарная сертификация» и многие другие аналогичные словосочетания есть только в этом ведомственном документе. Иными словами, приказ № 422 является единственным правовым актом, устанавливающим наличие подобного рода бумаг.
Несмотря на то, что данные документы, которые навязываются бизнесу вместе с дополнительными проверками, зачастую являются излишними, Минсельхоз РФ всеми силами старается их сохранить, пытаясь придать им легитимность путем внесения в новую редакцию ФЗ «О ветеринарии» и в новой версии приказа «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных документов в электронном виде».
Поэтому существенно в самом документе ничего не меняется, едва корректируя некоторые фразы, он вновь и вновь подается на ОРВ. Суть же его от этих поправок совершенно не изменяется. Ветеринарные органы не только хотят сохранить всю действующую систему ветсопроводительной документации на сырье растительного и животного происхождения, но и расширить свои полномочия, добавив готовую пищевую продукцию и сектор торговли.
Идея в том, чтобы ветсертификация проходила в отношении любого вида продукции, независимо от степени обработки (сейчас в сферу компетенции ветеринарных органов попадает продукция растительного и животного происхождения, не подвергавшаяся обработке или переработке — ПродMag), и завершалась в торговой точке (сейчас компетенции ветеринарных органов распространяются до ворот перерабатывающего предприятия — ПродMag). То есть Россельхознадзор хочет охватить своей деятельностью не только имеющиеся виды поднадзорной продукции, но и поставить под свой полный контроль готовую (переработанную) продукцию. При том, что даже для неспециалиста очевидно: в готовом, переработанном молоке, сыре или рыбных консервах не должно быть почвы для ветконтроля. Выходит, что ветеринарная служба не доверяет сама себе — ведь сырье для изготовления этой продукции она уже проверяла.
Фактически, в новую версию приказа Россельхознадзор в лице Минсельхоза пытается замаскировать то положение дел, при котором сейчас ветиспектор принимает решение о допуске продукции на рынок, опираясь не на задокументированные факты, а руководствуясь фактически неким чутьем.
В пункте 53 проекта приказа так и говорится, что, если у ветеринарного инспектора «отсутствует чувство обоснованной уверенности», он задерживает товар. Фактически, вводится новый термин, который дает право представителю контролирующего органа задержать продукцию без каких-либо оснований. При этом ни в самом проекте приказа, ни в приложениях не прописывается на основании чего, каких документов, лабораторных анализов и т.д. у инспектора должно появиться это «чувство обоснованной уверенности». В какой момент это происходит? Только в том случае, если у ветинспектора «возникает чувство обоснованной уверенности», видимо, в голове или кармане, он допускает предприятие к заполнению электронных форм, которая и выпускает продукцию на рынок? Если этой уверенности нет, тогда он не начинает процедуру, и не включает механизм заполнения сертификата. А это произвол, ограниченный удавкой в виде «чувства обоснованной уверенности».
Экспертное сообщество не видит в документе изменений, кроме желания Россельхознадзора прирезать к своим полномочиям дополнительные.
ПродMag
Читайте также:
|