Журнал "Огонёк": «Блин не комом. Как российская глубинка учится зарабатывать на Масленице»
24 февраля 2014 в 10:21
В мире начался сезон карнавалов — время, когда проходят самые известные фестивали и праздники. Наша Масленица еще не слишком популярна среди иностранцев, но уже завоевала сердца россиян, пишет журнал «Огонёк».
Сезон карнавалов вовсе не официальное название, и все же именно в феврале-марте по всему миру проходят самые известные из них. Уже стартовали «Марди Гра» в Новом Орлеане (США) и Венецианский карнавал, а в конце месяца туристы всей планеты отправятся в Бразилию, на карнавал в Рио-де-Жанейро, свои местные празднества проходят или вот-вот пройдут и в других местах — Ницце или, например, Доминикане. Русский ответ на заграничную моду — это, конечно, Масленица, отмечать которую будут с 24 февраля по 2 марта.
Предложения — одно горячее другого. Например, «Масленица в подмосковной Швейцарии», под которой подразумевается Истра (праздничный уикенд обойдется в 5-7 тысяч на человека), или «Масленица у Змея Горыныча» в селе Гадово Тверской области (стоимость однодневной поездки — 2,5 тысячи рублей на человека). Активизировался сувенирный бизнес, уже предлагаются блинницы или, скажем, банки для меда. Но настоящий хит последнего времени — готовые чучела для сжигания — всего за несколько тысяч рублей с комплектом сена, чтобы, как говорится, хорошо горело. Занятно, что отмечать этот праздник будут фактически по всей России, причем в каждом регионе по-своему. Громкий проект в этом году в Алтайском крае, там решили сделать Масленицу международной — угощать деликатесами местных жителей и туристов будут гастрономические делегации из Франции и Италии. А, к примеру, в Пскове свой праздник вообще назвали Всероссийской Масленицей.
Сергей Дамберг, научный руководитель псковского Института регионального развития, объясняет, что там изначально ориентировались на развитие туризма именно через событийные мероприятия.
«Обычно в марте это Масленица, в апреле — Ледовое побоище, летом еще один фестиваль реконструкторов, в Изборске»,— перечисляет он.
Занятно, что если тот же Великий Устюг делает ставку на такое крупное событие, как Новый год, то здесь, в Пскове, заинтересованы во множестве «мелких» мероприятий и турах выходного дня. В том же Изборске, где проходит один из фестивалей, с его небольшим населением трудно сразу принимать тысяч по пять человек, поэтому идеал: чтобы приезжало, может, и меньше, но постоянно, каждые выходные.
«Различные праздники и карнавалы помогают регионам продержаться в межсезонье,— объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.— Едут туристы, обеспечивают загрузку отелей, перевозчиков и приток средств. Заметьте при этом, что в высокий сезон, например летом, подобных мероприятий проводится не так много».
Фактически громкие события равномерно распределяются по году, так что у туристов всегда есть повод приехать в ту или иную страну, город. В мире это поняли уже давно.
«Еще с 60-х годов прошлого столетия, когда по всей Европе началась программа «Культурных столиц», различные фестивали, праздники, спортивные мероприятия и другие события стали своего рода катализаторами, подстегнули туризм,— говорит Марина Матецкая, старший научный сотрудник Лаборатории экономики культуры (Санкт-Петербург).— Мельбурн, Эдинбург, Роттердам, Гонконг… Все они имеют лейблы «событийных городов», а календарь самих событий, происходящих там, заполнен на несколько лет вперед».
По ее словам, сезонность в проведении мероприятий неизбежна, но их организаторы постоянно думают над тем, как обойти этот «родовой» признак: продлевают время проведения мероприятий, объединяются друг с другом.
«Один из ярких примеров — большой фестиваль «Розовая ночь» в Италии, который охватывает провинции Феррара, Равенна, Римини, а также Форли-Чезену и предлагает сотни городских событий и около 20 «мегаивентов»",— уточняет эксперт.
Россия нагоняет остальной мир: у нас заметное развитие событийного туризма пришлось на последние годы, однако эксперты уверены — эксперимент в принципе удачный. Несколько лет назад флагманом событийного туризма стала Пермь, 59-й регион РФ — там придумали концепцию 59 событий в году. Часть из них была интересна лишь местным, но запустили и масштабные проекты, а очень многие федеральные операторы даже включили их в свои туры. И все эти фестивали приходились на разное время.
«Был создан календарь туристических событий по всей стране, и пошла волна,— рассказывает Майя Ломидзе.— В Ярославле реанимировали фестиваль воздушных шаров, в Татарстане стали раскручивать сабантуй, в Бурятии — местный новый год Сагаалган. На Алтае теперь зовут туристов на цветение маральника… Почему бы нет? Едут же туристы в Японию посмотреть на цветение сакуры».
Любопытный аспект — ту же Москву или Санкт-Петербург не слишком волнует Масленица, здесь туристический интерес и так чувствуется постоянно. Ну и пока не взятая вершина — это иностранные туристы. В АТОРе отмечают, что у иностранцев с некоторых пор возник интерес к православному Рождеству, а вот та же Масленица пока им мало известна, хотя, как говорится, еще не вечер.
Ешь и радуйся!
Во Франции есть крупные и значимые кулинарные фестивали, известные на весь мир, например праздник байонской ветчины в апреле, или праздник в Куломье, на родине одного из пяти видов сыра бри. А есть совсем маленькие, местные, но зато почти в каждой деревне: где-то отмечают праздник трюфеля, а где-то грецкого ореха, а еще местной кровяной колбасы, паштета, грибов и картошки. Некоторые праздники существуют уже сотни лет, а может, и тысячи. Уж очень похож, например, праздник святого Ноя, покровителя виноделов, в крохотной (зато в одной из самых красивых) деревне Овийяр на античные вакханалии.
Но есть и праздники, которым всего 20-25 лет. Российские гастрономические фестивали тоже когда-нибудь будут на них похожи, потому что немного схожи ситуации, в которых они возникали. После Второй мировой войны голодной стране понадобился хлеб, и производство стало интенсивным. Франция воспользовалась американским примером и в короткие сроки сумела накормить такие бедные регионы, как, например, Шампань. И если бы Франция в то время могла начать продавать излишки своих продуктов за границу, то к настоящему дню во французских провинциях давно была бы американская картина: один вид сыра вместо 365. Именно тогда погибли некоторые местные сорта овощей и фруктов.
Пытаясь в 1990-е годы вернуться к привычному крестьянскому производству, фермеры вспомнили о местных продуктах. Ужас перед риском потерять национальную гастрономическую идентичность сделал свое дело, продукты стали защищать по названию и происхождению. Так и возникли многие праздники, которые теперь уже не отличишь от старинных.
Есть фестивали чисто гастрономические, есть торжества, что носят явный религиозный характер. Недавно прошел праздник святого Винсена, тоже покровителя виноделов. Одновременно с ним празднуют и день святого Блеза — покровителя хлеборобов. В эти дни лозу и колосья освящают в деревенских церквях. В Стране Басков точно так же освящают перец эспелет, в провансальской деревне Ришранш окропляют святой водой трюфели.
Есть, конечно, и совсем новые, современные праздники и фестивали, тоже связанные с едой. Так, несколько лет назад вошел в моду день соседей. Люди из одного дома выносят во двор столы и делятся пирогами и гратенами собственного приготовления. Молодежь придумывает свои перформансы и тематические фестивали, угощенье — уличная еда, студенческая еда, офисная еда. Или это новое — хорошо забытое старое? На этой неделе опять проходит в Париже ежегодный Сельскохозяйственный салон, который называют «самой большой фермой Франции». На самом деле салон — прямой наследник карнавального «жирного быка», которого водили когда-то по улицам Парижа и других городов накануне поста. А это уже почти наша Масленица!
Участвовать в различных гуляниях и торжествах на Масленицу собираются многие россияне — бизнесу есть на ком заработать:

Читайте также:
|